Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии со следующими
документами:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее - Закон об образовании);
• Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной ассамблеей
ООН 20.11.1989;
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации (с изменениями и
дополнениями);
• Постановление Правительства Российской Федерации от
15.08.2013
№ 706 «Об утверждении правил оказания платных
образовательных услуг»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
• Концепция развития дополнительного образования детей,
утверждённая распоряжением правительства Российской Федерации
04.09.2014 № 1726-р;
• Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 (далее - Порядок);
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ
от 18.11.2015 № 09-3242);
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая
2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», вступивший в силу 9
сентября 2018 г;
• Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-03 «Об
образовании в Свердловской области»;
• Постановление Правительства Свердловской области от
06.08.2019 г. №503 ПП «О системе персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
• Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
Постановление Главы Белоярского городского округа от
13.06.2019 г. № 1062 «Об утверждении Положения о персонифицированном
дополнительном образовании детей в Белоярском городском округе».
1.2. Дополнительное образование - это вид образования, который
направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей
2
человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением
уровня
образования.
Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и
индивидуальные особенности детей.
1.3. Работа дополнительного образования строится на принципах
природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития
личности, свободного выбора каждым обучающимся вида и объема
деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей
каждого обучающегося.
Цели и задачи организации деятельности по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам
2.1. Образовательная
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам направлена на:
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания
учащихся;
• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного
развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда учащихся;
• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся;
• удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации,
осуществляемых
за
пределами
федеральных
государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
2.2. Для достижения поставленных задач на образовательную
организацию возлагаются следующие функции:
• разработка и представление на утверждение в установленном
порядке дополнительных общеобразовательных программ;
•
разработка учебных планов, индивидуальных учебных планов
обучения;
•
проведение учебных занятий, предусмотренных учебными
планами;
•
информирование обучающихся и/или их законных представителей
по вопросам организации и проведения обучения;
•
контроль, изучение и анализ качества обучения.
2.
3
3. Содержание образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
3.1. Содержание
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним утверждаются
образовательной организацией. Педагоги дополнительного образования детей
могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством
Просвещения РФ) программами, адаптированными под данное учебное
учреждение, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие
приложения к ним. Содержание дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и сроки обучения по ним, определяются
программой.
3.2. Дополнительные
общеобразовательные
общеразвивающие
программы реализуются в течение всего календарного года, включая
каникулярное время. Реализация основной части программы 36 недель, в
каникулярное время по отдельному плану (приложение к программе). Во
время летних каникул учебный процесс может продолжаться в форме
внеаудиторных мероприятий (походов, сборов, экспедиций) лагерей разной
направленности и т.п. Состав объединений в этот период может быть
переменным.
3.3. Образовательный процесс может осуществляться в соответствии с
индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам,
сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных
категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом
объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии,
оркестры, творческие коллективы, ансамбли, хоры, театры) (далее объединения), а также индивидуально.
3.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное
обучение,
в
пределах
осваиваемой
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется в
порядке, установленном настоящим положением.
3.5. Занятия в объединениях проводятся по дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
различной
направленности согласно имеющейся лицензии:
•
технической;
•
естественнонаучной;
•
художественной;
•
физкультурно-спортивной;
•
туристско-краеведческой;
• социально-гуманитарной.
3.6. Занятия в объединениях могут проводиться по группам,
индивидуально или всем составом объединения.
3.7. Допускается сочетание различных форм получения образования и
форм
обучения,
которые
прописываются
в
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах.
Занятия
в
объединениях могут проводиться по программам одной тематической
4
направленности или комплексным (интегрированным) программам. Для
реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более
педагога; распределение учебной нагрузки между ними фиксируется в
образовательной программе в разделах (модулях).
3.8. Количество учащихся в объединении, их возрастные категории, а
также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от
направленности дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ и определяются настоящим положением. Рекомендуемое число от 7
до 30-ти человек.
3.8.1.
Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных,
так и в разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль,
театр и др.). Численный и возрастной состав объединений определяется исходя
из образовательных и воспитательных задач, психологопедагогической
целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических
условий.
3.8.2.
Рекомендуемая продолжительность одного занятия зависит
от возраста детей: младший возраст- 15 минут, средний возраст – 20 мин.,
старший возраст- 25-30 мин.; перерыв между занятиями 10-15 минут.
3.9. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, менять их.
3.10. При
реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ могут предусматриваться как аудиторные
(лекции, семинары, другое), так и внеаудиторные занятия (практикумы,
экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др.), которые проводятся по
группам или индивидуально.
3.11. При
реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, заочное
обучение.
3.12. При
реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ педагог, осуществляющий образовательную
деятельность, может применять форму организации образовательной
деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, с использованием
соответствующих образовательных технологий.
3.13. Использование
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ методов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред
физическому или психическому здоровью учащихся, запрещается.
3.14. Педагоги
ежегодно
обновляют
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
3.15. Образовательная
деятельность
осуществляется
на
государственном языке Российской Федерации.
3.16. Расписание занятий объединения составляется для создания
наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся заместителем
директора по учебно-воспитательной работе образовательной организации в
5
соответствиис требованиями •Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Расписание составляется в начале учебного года по представлению
педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных
особенностейучащихся. Расписание утверждается заведующим ДОУ. Перенос
занятий или изменение расписания производится только с согласия
администрации и оформляется документально.
3.17. При
реализации
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ педагоги могут организовывать и проводить
массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного
труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
3.18. В работе объединений при наличии условий и согласия
руководителя
объединения
могут участвовать совместно с
несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без
включения в основной состав.
3.19. Педагоги, реализующие дополнительные общеобразовательных
общеразвивающие программы, определяют формы аудиторных занятий, а
также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной
аттестации учащихся. В качестве форм промежуточной аттестации могут быть
использованы тесты, опросы, зачеты, творческие экзамены, собеседования,
доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах,
выставках, конференциях, концертах, публикации и другие.
3.20. При приеме в физкультурно - спортивные, хореографические,
объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья
обучающегося.
3.21. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов организации организуют образовательный процесс по
дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с
учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
учащихся.
Организации должны создать специальные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ указанными категориями учащихся в
соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и
индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Условия обучения учащихся с ограниченными возможностями
здоровья, детей-инвалидов в
организациях по
дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам осуществляются в
соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
6
4. Реализация целевой модели персонифицированного
финансирования дополнительного образования.
4.1. Образовательная
организация,
имеющая
лицензию
на
дополнительное образование
и реализующая
дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы (далее - Организация)
обязана:
4.1Л.
Организовать выдачу сертификатов
дополнительного
образования
4.1.2. Заявиться на портал «Навигатор» (www.66.pfdo.ru) в качестве
Поставщика образовательных услуг.
4.1.3. Размещать образовательные программы на портале «Навигатор»,
формировать группы, осуществлять зачисление детей в соответствии с
локальными актами учреждения и сроками, установленными Управлением
образования Администрации БГО и/или Муниципальным опорным центром.
4.2. В целях увеличения охвата дополнительным образованием детей в
Белоярском городском округе, Организация стремится к достижению 75%
охвата обучающихся дополнительным образованием за счет реализации
собственных программ.
4.3. Ежегодно до 15 декабря и 15 августа отчетного года ДОУ
предоставляет в Управление образования Администрации БГО перечень
программ, планируемых к реализации в отчетном году с целью формирования
муниципальных реестров и необходимости корректировки муниципального
задания учреждения.
5. Требования к материально-техническому и кадровому
обеспечению, безопасности при реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
5.1. Материально-техническое обеспечение организации должно
соответствовать установленным государственным и местным нормам и
требованиям.
5.2. Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица,
имеющие соответствующее образование и отвечающие квалификационным
требованиям, указанным в профессиональном стандарте педагога
дополнительного образования детей и взрослых.
5.3. Во время пребывания учащихся в организации должна быть
обеспечена их безопасность.
6.
Финансовое обеспечение
6.1. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет:
•
субсидии, полученной на финансовое обеспечение выполнения
муниципального задания на оказание муниципальных услуг в рамках
нормативов расходов на реализацию программ дополнительных
общеобразовательных программ;
•
средств физических и юридических лиц в соответствии с
постановлением Правительства от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил
оказания платных образовательных услуг»;
•
добровольных пожертвований и целевых взносов физических и
(или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или)
7
иностранных юридических лиц.
6.2. В случае невыполнения муниципального задания в значении
большем от допустимого отклонения ДОУ обязано поставить в известность об
этом учредителя с целью корректировки муниципального задания.
8