Содержание
1.Пояснительная записка…………………………………………………………… 4
1.1. Цели, задачи и принципы рабочей программы………………………………. 4
1.2. Организация режима образовательной деятельности ………………………..8
1.3. Возрастная характеристика контингента детей. …………………………….9
2. Учебно-тематический план…………………………..………………………….. .11
3. Планируемые результаты………………………………………………………... .14
4.Методическое обеспечение образовательного процесса…………………………16
5.Календарно-тематическое планирование по разделу «Учимся родному языку» …17
Календарно-тематическое планирование по разделу «Учимся думать,
рассуждать, фантазировать»………………………………………………………….25
Диагностический материал………………………………………………………….30
6. План работы с родителями………………………………………………………. .32
7. Расписание занятий ………………………………………………………………..33
8. Списки обучающихся …………………………………………………………… . 34
9. Список литературы…………………………………………………………………35
3
1.Пояснительная записка
1.1. Цели, задачи и принципы рабочей программы.
Рабочая программа предшкольной подготовки детей дошкольного возраста
предназначена для подготовки детей к школе и разработана на основе
Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Под
ред. Виноградовой Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2007г.-32с. – (Предшкольная
пора) Данная программа предназначена для развития и обучения детей в
условиях подготовительных групп образовательных учреждений (детских садов,
школ). Работа
с детьми по данной программе обеспечивает их общее
психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и
качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в
начальных классах.
Актуальность и целесообразность создания данной образовательной
программы. Созданием данной образовательной программы послужил
социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка
(наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной
для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
Даная образовательная программа «Подготовка к школе» отличается от
других программ тем, что основной задачей ставит задачу формирования
потребности ребенка в познании, что является необходимым условием
полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании
детской личности. Включение в программу игр по укреплению
психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и
нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на
интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных
программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной
программы.
Новизна
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету,
чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт
педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе
испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом
знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с
определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать
в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление
узнавать что-то новое.
Ведущей идеей первого направления данной программы является
выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного
языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.
Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква»,
4
«предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка
осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие
познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными
областями математической действительности.
Цель:
социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних
первоклассников;
педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного
возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
Общие задачи программы:
1.
Обучающие задачи:
1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на
слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные,
звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог;
составлять предложение из двух, трех, четырех слов.
1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса,
темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка
дикции.
1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее
самостоятельно.
1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
1.6. Развитие мотивации учения.
1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих
действий на основе математических понятий.
2.
Развивающие задачи:
2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать
звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место
заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их
изолированно.
2.3. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. 2.4.
Развитие произвольности психических процессов.
2.5. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих
способностей.
2.6. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых
усилий.
5
2.7. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения
математических задач.
3.
Воспитательные задачи:
3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми,
видеть себя глазами окружающих.
Срок освоения программы – 1 год.
Выбор содержания, методов и форм организации образования детей 5-7
лет определяется тем, что они-дошкольники, т.е. только готовятся к
систематическому обучению. Исходя из этого программа «Предшкольная пора»
построена в соответствии с логикой психического развития дошкольников:
мышления, воображения, внимания, речи; произвольности процессов;
ценностного отношения к окружающему миру.
Рабочая программа построена на основе следующих принципов:
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития,
актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельностьведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и
социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к
взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к
обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для
единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи
детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности
ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство,
литература, история и др.).
В Программу «Предшкольная пора» входят: Раздел «Учимся родному
языку» и раздел ««Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Раздел «Учимся родному языку» обеспечивает обогащение
активного словаря ребенка, связной речи, формирование умений составлять
описательный, повествовательный рассказ, рассказ-рассуждение. Особое
внимание уделено специальной подготовке к изучению русского языка в школе,
обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. Большое внимание
уделяется развитию фантазии, воображения, словесного творчества ребенка.
6
Занятия по обучению родному языку направлены на разностороннее развитие
ребёнка при помощи различных видов деятельности, которые выполняют
следующие функции:
- развитие связной речи, фонематического слуха, памяти, внимания, фантазии,
мышления;
- обогащение словарного запаса ребёнка;
- формирование внутренней речи – основы речевого мышления;
- развитие артикуляционного аппарата;
- формирование эстетического восприятия, эмоционального настроя и актёрских
способностей ребёнка.
- работают над звуковым анализом слов;
- приобретают первичные навыки чтения;
- составляют по иллюстрациям загадки, рассказы, сказки;
- учатся конструировать буквы с помощью различных объектов: элементов
печатных букв, фигур, конструктора ЛЕГО, а также путём ощупывания букв из
наждачной бумаги;
- учатся составлять узоры и украшения, печатные бордюры;
- развивают ориентировочные действия, мелкую моторику руки путём
штриховки в заданном и свободном направлении, обведении контура,
вписывании фигур и рисунков в определённый контур и т. Д
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и
умения, являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое
внимание уделяется осознанию детьми некоторых доступных
связей
(причинных, временных, последовательных) между предметами и объектами
окружающего мира, а также развитию моделирующей деятельности как основы
для формирования наглядно-образного, а затем и логического мышления. В
данном разделе представлены знания и умения, обеспечивающие специальную
подготовку к учебным предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому
языку», «Математике». Так, подготовка к изучению математики в школе
осуществляется в трёх направлениях:
формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий,
изучаемых в начальной школе;
логическя пропедевтика, которая включает формирование логических
умений, составляющих основу формирования понятия числа;
символическая пропедевтика - подготовка к оперированию знаками.
Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить
детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие
способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное
отношение к труду и художественный вкус.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной
эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности,
активизирующей творческий потенциал.
7
1.2. Организация режима образовательной деятельности.
Занятия проводятся в групповой форме в соответствии с утвержденным
учебным планом и расписанием занятий с
октября до мая, по 2 занятия в
неделю, что составляет занятий в год- 56, занятия по 25 – 30 минут.
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого:
Объем занятий в год
Кол-во занятий
8
10
6
6
7
6
8
5
56
8
1.3. Возрастная характеристика контингента детей.
Дошкольное детство – большой и ответственный период психического
развития ребёнка, возраст первоначального фактического складывания личности.
У ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции,
формируются сложные виды деятельности, например, игра, общение со
взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента
познавательных способностей. В личностной сфере формируется иерархическая
структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка,
элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственные
нормы поведения.
Дети 5-7 лет более самостоятельны, чем 3-4 – летние, их жизненный опыт
значительно богаче. Это обеспечивается большей целенаправленностью
восприятия, развитием наблюдательности. Восприятие этих детей носит более
аналитический характер. Они способны вычленить отдельные стороны и черты
объектов на основе элементарных форм ориентировочно-исследовательской
деятельности, развития мыслительных действий: анализа, сравнения, синтеза.
Дети в этом возрасте могут высказывать обоснованные суждения, делать
умозаключения. В возрасте 5-7 лет появляется произвольное запоминание.
Устойчивее становится внимание. У детей продолжает развиваться речь,
обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи,
интонационная и образная выразительность, связная речь. Формируются навыки
культурного поведения. Развивается мотивация поведения. Мышление у детей 5-7
– летнего возраста наглядно-образное. Этот вид мышления соответствует
особенностям их жизни и деятельности, задачам, которые возникают перед ними
в процессе игры, различных форм творческой деятельности.
Направления развития
детей
Физическое
Познавательное
Индивидуальные особенности контингента
детей
В этом возрасте продолжается рост всех органов
и физиологических систем, сохраняется высокая
потребность в движении. Двигательная активность
становится
целенаправленной,
отвечает
индивидуальному опыту и интересу, движения
становятся осмысленными, мотивированными и
управляемыми.
Сохраняется
высокая
эмоциональная.
Складывается потенциал для дальнейшего
9
познавательного, волевого и эмоционального
развития ребёнка. Мир в восприятии ребёнка, не
только устойчив, но может выступать как
релятивный; складывающийся в предшествующий
период развития условный план действия
воплощается в элементах образного мышления,
воспроизводящего и творческого продуктивного
воображения; начинают формироваться основы
символической функции сознания, развиваются
сенсорные и интеллектуальные способности.
Речевое
Социальнокоммуникативное
Художественно-эстетическое
Речь становится предметом активности детей.
Интерес вызывают рифмическая структура речи,
рифмы. Развивается грамматическая сторона речи.
Изменяется содержание общения ребенка и
взрослого. Они выходят за пределы конкретной
ситуации. Ведущим становится познавательный
мотив.
Имеет представление о том, как надо (не надо)
себя вести, об особенностях полового поведения. В
поведении сверстников и своём выделяет его
несоответствие нормам и правилам. Эмоционально
переживает, когда поступает не так, «как надо».
Усиливается взаимный контроль детей за
поведением друг друга. Без напоминания взрослого
в состоянии убрать игрушки, выполнять трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Однако в
процессе самой деятельности может отвлекаться на
более интересные занятия. Во взаимодействии с
другими детьми проявляет (но не всегда) социально
одобряемые формы поведения.
У ребёнка появляется желание выражать
интерес к проявлению прекрасного, он продолжает
осваивать способы выразительности, на основе
восприятия общего характера произведения,
эмоционально-ярко откликается на произведения
народного и классического искусства
10
2. Учебно-тематический план
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Тема раздела
«Учимся
родному
языку»
Кол-во
занятий
Тема раздела
«Учимся думать,
рассуждать,
фантазировать»
Кол-во
занятий
Кол-во
занятий в
месяц
Мы расскажем
сказку
Слова и
предложения.
1
Свойства предметов
1
2
По щучьему
велению…
Предложения
длинные и
короткие
1
Свойства предметов
1
2
Слушаю –
послушаю
Слово – звук.
1
Свойства предметов
1
2
По щучьему
велению…
Предложения
длинные и
короткие
1
Свойства предметов
11
2
Итого
4
4
8
Сравнение групп
предметов
1
2
Отношение: частьцелое.
Представление о
действиях сложения
Пространственные
отношения: на, над, под
1
2
1
2
Мы гостей к себе
позвали.
Звуки и буквы А и
О
1
Где же вы, АУ!
Звук и буква У.
1
Вдоль по улице
идем…
Повторение букв
А,О,У, понятия
СЛОГ.
Дружба
начинается с
улыбки.
Звук и буква И
1
1
Представление и
действие вычитание (на
наглядном материале)
1
2
Дружба
начинается с
улыбки..
Звук и буква И
1
Взаимосвязь между
целым и частью
1
2
Итого
5
5
10
11
Декабрь
Январь
Февраль
Таинственный
голос.
Звук и буква Ы.
1
Цифра 1.
Новенькие.
Согласные звуки.
Твердые и мягкие.
1
Молоток стучит:
«Тук-тук»
Буква Т, звуки Т и
Ть.
1
Итого
3
Приготовили
насосы
Звуки С и Сь ,
буква С.
Повторение
понятия знак
вопроса.
1
1
2
Цифра 2.
1
2
Цифра 3
1
2
3
6
Цифра 4.
1
2
Гуси – лебеди
Повторение ранее
изученных букв.
1
Цифра 5.
1
2
Гуси – лебеди
Повторение ранее
изученных букв.
Итого
1
Цифра 6
1
2
3
6
Куда села
галочка?
Звуки К и Кь,
буква К
Программа
телепередач
Повторение буквы
К, понятий СЛОГСЛОВО_ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1
Цифра 7.
1
2
1
Цифра 8.
1
2
Помогаем
хомячку.
Звуки Х и Хь,
Буква Х
1
Цифра 9.
1
2
Зимушка-зима,
что ты нам
принесла…
Вопросительное
предложение.
1
-
0
1
3
12
Март
Апрель
Май
Итого
4
Как змея шипит
язык
Звук Ш, буква Ш
1
Поспешишь –
людей
насмешишь.
Дифференциация
С и Ш.
3
7
1
2
1
Закрепление
количественного и
порядкового счета в
пределах 9.
Цифра 0. Число 0.
1
2
Мы впервые в
Звукобуквии.
Звуки М и МЬ,
Буква М, звуки
звонкие и глухие.
1
Цифра 10.
1
2
Итого
3
3
6
Еще одна встреча
с невидимкой.
Повторение
«Ударный слог»
1
Повторение состава
числа 10.
1
2
К нам пришла
лиса.
Звуки Л и Ль,
буква Л.
1
Решение задач на
сложение и вычитание.
1
2
Путешествие на
самолете
Повторение буквы
Л.
1
1
2
Сказка за сказкой
Повторение тем
«предложение»,
«заглавная буква»
Итого
1
Сравнение групп
предметов по
количеству.
Классификация
предметов.
Повторение.
1
2
4
8
Ру-ру-руначинаем мы
игру…
Звук Р.
1
Пространственные
отношения: справа,
слева, сверху, снизу.
1
2
Семь раз отмерь,
один раз отрежь.
Звук Рь, Р. Буква
Р.
Итого
1
Повторение. Игра
«Путешествие в
математику».
1
2
2
4
1
1
56
4
2
Диагностические задания – итоговое занятие.
Итого:
28
28
13
3. Планируемые результаты
К концу года дети могут:
Раздел «Учимся родному языку»
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Выделять слова в предложении, определять их место.
Составлять предложение с заданным словом.
Иметь представление о вопросительном предложении.
Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
Составлять слова из готовых слогов.
Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный,
твердый – мягкий, звонкий – глухой).
Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
Читать простые по звуко – буквенному составу слова.
Иметь представление о заглавной букве, точке, вопросительном знаке
Раздел «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Знать прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический
счет.
Понимать образование следующего числа путем прибавления единицы.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами.
Состав числа первого десятка.
Иметь представления о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с
использованием наглядной опоры).
Решать простые задачи (в одно действие) на сложение и вычитание с
использованием наглядного материала.
Ориентироваться на бумаге в клетку. Ориентироваться в пространстве.
Выявлять и сравнивать свойства предметов. Знать признаки сходства и
различия между ними.
Принципы, на которых строится психолого-педагогическая оценка результатов
освоения содержания рабочей программы:
1. Сравнение ребенка с его собственными, «вчерашними» достижениями.
2. Осуществление диагностики в естественной, привычной для ребенка
ситуации.
14
3. Оценка осуществляется по показателям успешности ребенка в разных
видах детских деятельностей.
Диагностический инструментарий психолого-педагогической оценки
результата освоения содержания рабочей программы воспитания, развития и
образования
Возр
аст
детей
Методы педагогической оценки
Периодично
сть
Ответственны
й
Наблюдение
Беседа
Опрос
2 раза в
год
Учительлогопед
2 раза в
год
воспитател
и
Образовательная область
Познават Речевое
ельное
развитие
развитие
Представление
результатов:
Совет педагогов
Родительское
собрание
15
4. Методическое обеспечение рабочей программы
1. Календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками:
региональный опыт: методическое пособие/ Н.Н. Яненко, Л.А.Исаева, Л.В.Бабась
и др. под ред. А.К.Сундуковой.- М.: Вентана-Граф, 2011.- 144с.- (Предшкольная
пора).
2. Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе: книга для детей 5-6 лет /
Н.Ф.Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2009.-144с.: ил.,вкл. – (Предшкольная
пора)
3. Салмина Н.Г. Учимся рисовать: клетки, точки, штрихи: рабочая тетрадь для
детей старшего дошкольного возраста / Н.Г.Салмина, А.О.Глебова.- М.: ВентанаГраф,2010.-96с.: ил.- (предшкольная пора)
4. Златопольский Д.С.. удивительные превращения: детям о секретах механики:
рабочая тетерадь для детей 5-6 лет / Д.С.Златопольский.- М.: Вентана-Граф,2010.96с.: ил.- (Предшкольная пора).
5. Златопольский Д.С.. удивительные превращения: детям о земного притяжения:
рабочая тетерадь для детей 5-6 лет / Д.С.Златопольский.- М.: Вентана-Граф,2010.96с.: ил.- (Предшкольная пора).
6. Куликова Т.А. Я и моя семья: Пособие для детей 5-6 лет.- М.: Вентана-Граф,
2008.-96 с.: ил. – (Предшкольная пора).
7. Салмина Н.Г.Учимся думать. Что за чем следует?: пособие для детей старшего
дошкольного возраста: в 2ч.Ч2/ Н.Г.Салмина.- М.: Вентана-Граф, 2009.-64с.: вкл.:
ил.-(Предшкольная пора).
8. Салмина Н.Г.Учимся думать: что с чем объединяется?: пособие для детей
старшего дошкольного возраста: в 2ч.Ч2/ Н.Г.Салмина.- М.: Вентана-Граф, 2009.64с.: вкл.: ил.-(Предшкольная пора).
9. Салмина Н.Г.Учимся думать: что, как и с чем связано?: пособие для детей
старшего дошкольного возраста: в 2ч.Ч2/ Н.Г.Салмина.- М.: Вентана-Граф, 2009.64с.: вкл.: ил.-(Предшкольная пора).
10. Щербакова Е.И. Знакомимся с математикой: развивающее пособие для детей
старшего дошкольного возраста/ М:- Вентана-Граф, 2014.- 144с: ил. –
(Предшкольная пора)
16
5. Календарно-тематическое планирование
Примерный план занятий по разделу «Учимся родному языку».
ОКТЯБРЬ
Неделя
1
2
3
4
Название, тема, программное содержание.
Мы расскажем сказку
Слова и предложения.
Познакомить детей с понятиями: СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
учить выделять из речи слова, учить составлять предложения с
заданным словом, воспитывать умение слушать речь других детей.
По щучьему велению…
Предложения длинные и короткие
Учить выделять предложения из речи, добавлять в предложения
свои слова - «удлинять» предложение, подбирать слова на
заданную тему. Учить слушать ответы других детей и помогать им.
Слушаю – послушаю
Слово – звук.
Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой).
Учить произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово.
Формировать интерес к процессу обучения.
По щучьему велению…
Предложения длинные и короткие
Учить детей различать звуки по месту образования (чем
произносим?) Дать понятие СЛОГ – это часть слова. Развивать
интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.
17
Неделя
1
2
3
4
5
НОЯБРЬ
Название, тема, программное содержание
Мы гостей к себе позвали.
Звуки и буквы А и О
Дать детям представление об отличии звука и буквы, помочь
усвоить понятие гласный звук. Развивать умение слышать звук в
словах, соотносить его с буквой.
Где же вы, АУ!
Звук и буква У.
Учить детей слышать звук в словахи выделять его голосом. Помочь
запомнить букву У. Читать ряд гласных УА, АУ. Развивать навыки
звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную
речь.
Вдоль по улице идем…
Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ.
Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на
слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова.
Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать
интерес к родному языку.
Дружба начинается с улыбки..
Звук и буква И
Учить выделять звук И в словах и фразах. Совершенствовать
навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и
оценивать ответы других детей.
Дружба начинается с улыбки..
Звук и буква И
Учить выделять гласные звуки в словах и фразах.
Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать
умение слушать и оценивать ответы других детей
18
ДЕКАБРЬ
Неделя
1
2
3
Название, тема, программное содержание
Таинственный голос.
Звук и буква Ы.
Учить находить местонахождение звука Ы в слове, продолжать
учить детей делить слова на слоги. Совершенствовать навыки
звукового анализа, развивать слуховое внимание.
Новенькие.
Согласные звуки. Твердые и мягкие.
Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки,
определять твердость – мягкость первого звука в слове.
Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение
работать самостоятельно.
Молоток стучит: «Тук-тук»
Буква Т, звуки Т и Ть.
Повторение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук.
Учить детей читать прямые слоги с буквой Т, анализировать
обратные слоги и обозначать их буквами. Воспитывать умение
работать самостоятельно.
19
ЯНВАРЬ
Неделя
1
2
3
Название, тема, программное содержание
Приготовили насосы
Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса.
Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь
запомнить новую букву. Продолжать учить детей делить слова на слоги,
образовывать новые слова с одним и тем же слогом. Учить составлять
вопросительное предложение.
Гуси – лебеди
Повторение ранее изученных букв.
Развивать навыки чтения слогов, коротких слов. Закрепить умение
делить слова на слоги. Учить детей восстанавливать нарушенную
последовательность слогов в слове, Придумывать слово с заданным
слогом. Учить детей работать самостоятельно, контролировать свои
действия.
Гуси – лебеди
Повторение ранее изученных букв.
Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово.
Повторить понятие «заглавная буква». Развивать внимание, умение
работать самостоятельно.
20
Неделя
1
2
3
МАРТ
Название, тема, программное содержание
Как змея шипит язык
Звук Ш, буква Ш
Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова
на слоги; помочь детям запомнить новую букву. Воспитывать
самостоятельность, аккуратность при работе в тетрадях.
Поспешишь – людей насмешишь.
Дифференциация С и Ш.
Учить дифференцировать звуки С и Ш в словах и фразах,
преобразовывать слово в другое путем замены звука. Дать понятие
родственных слов. Развивать зрительное внимание.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
Мы впервые в Звукобуквии.
Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.
Учить детей различать звуки по звонкости, читать слоги и слова с
буквой М. Познакомить детей с последовательным
преобразованием слова в другое слово путем замены буквы.
ФЕВРАЛЬ
Неделя
1
2
3
4
Название, тема, программное содержание
Куда села галочка?
Звуки К и Кь, буква К
Учить детей дифференцировать звуки К и Кь, делать
сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к
слову.
Программа телепередачь
Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв,
продолжать учить детей делить слова на слоги; составлять
предложения из заданных слов. Воспитывать интерес к играм со
словами и буквами.
Помогаем хомячку.
Звуки Х и Хь, Буква Х
Учить детей находить звуки Х и Хь в словах, определять место
звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить
новую букву, учить читать короткие слова ОХ,АХ,УХ.
Зимушка-зима, что ты нам принесла…
Вопросительное предложение.
Помочь детям запомнить понятия «вопросительное предложение»,
«знак вопроса». Расширить словарный запас «зимних слов»,
повторить понятие «заглавная
21 буква». Развивать внимание, учить
придавать эмоциональную окраску голосу.
Неделя
1
2
3
4
АПРЕЛЬ
Название, тема, программное содержание.
Еще одна встреча с невидимкой.
Повторение «Ударный слог»
Продолжать учить находить ударный слог в словах,
совершенствовать навык чтения слов по слогам. Познакомить с
многозначностью слова КИСТИ. Учить детей «читать» слова с
помощью звуковых обозначений
К нам пришла лиса.
Звуки Л и Ль, буква Л.
Учить детей различать звуки Л и Ль, читать слова и слоги с новой
буквой. Учить изменять слово путем замены одного звука на
другой. Повторить понятие «ударный слог». Развивать интерес к
процессу обучения.
Путешествие на самолете
Повторение буквы Л.
Закрепить знание ранее изученных букв, читать слова и слоги с
буквой Л, повторить понятие «ударный слог». Воспитывать умение
слушать себя и других детей.
Сказка за сказкой
Повторение тем «предложение», «заглавная буква»
Учить детей составлять сложные предложения с заданным словом.
Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв,
продолжать учить детей делить слова на слоги. Воспитывать
умение слушать ответы других детей.
22
Неделя
1
2
МАЙ
Название, тема, программное содержание
Ру-ру-ру- начинаем мы игру…
Звук Р.
Закрепить произношение звука Р в словах и фразах. Развивать
фонематический слух, навыки звукового анализа Учить детей
находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Звук Рь, Р. Буква Р.
Закрепить произношение звуков Р и Рь в словах и фразах.
Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.
Совершенствовать навыки чтения слогов, слов. Воспитывать
умение думать, слушать ответы других детей.
23
Календарно-тематическое планирование
Примерный план занятий по разделу «Учимся думать, рассуждать, фантазировать».
ОКТЯБРЬ
Неделя
1
Название, тема, программное содержание.
Свойства предметов.
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов,
находить общее свойство группы предметов.
2
Свойства предметов.
Закрепить представления у детей о свойствах предметов. Уточнить
представления о формах геометрических фигур.
3
Свойства предметов.
Формировать представления о признаках и сходства и различия
между предметами. Объединять предметы в группы и выделять из
группы отдельные предметы, отличающиеся по каким-либо
признакам.
4
Свойства предметов.
Закрепить представления о различных свойствах предметов.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру и
устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
24
НОЯБРЬ
Неделя
1
Название, тема, программное содержание.
Сравнение групп предметов
Сформировать представление о сравнение и классификации
предметов. Научить выделять общие и различные признаки
предметов, часть из множества предметов по характеристическому
признаку. Формировать умение сравнивать предметы по размеру и
устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
2
Отношение: часть – целое. Представление о действиях
сложения (на наглядном материале).
Познакомить с понятиями «целое», «часть», соотношениями между
ними. Сформировать представление о сложении как объединении
групп предметов. Познакомить со знаком «+». Закрепить знание
свойств предметов.
3
Пространственные отношения: на, над, под.
Развивать пространственные представления, уточнить отношения:
на, над, под. Закрепить понимание смысла действия сложения.
4
Представления о действии вычитания (на наглядном
материале).
Формировать представление о вычитании, как удалении от целого
одной части. Познакомить с понятием «вычитание» и знаком «-«
для записи вычитания. Закреплять знание свойств предметов,
пространственные отношения.
Взаимосвязь между целым и частью. Понятия: один-много,
количество и порядковое место.
Сформировать представления о понятиях: один, много, умение
устанавливать соответствие между порядковыми и
количественными числительными. Закрепить пространственные
отношения, знания о сложении и вычитании.
5
25
Неделя
1
ДЕКАБРЬ
Название, тема, программное содержание.
Цифра 1.
Знакомство с понятием «число», «цифра»; числом 1 и графическим
рисунком цифры 1.
Закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях
сложения и вычитания. Графическое написание цифры 1.
2
Цифра 2.
Знакомство с цифрой 2, составом числа 2.
Получение числа 2 путем присчитывания 1 к числу 2. Рассмотреть
случаи сложения и случаи вычитания, связанные с числом 2.
Научить строить натуральный ряд чисел. Упражняться в чтении и
письме чисел. Графическое написание цифры 2.
3
Цифра 3.
Состав числа 3.
Познакомить с составом числа 3. Рассмотреть случаи сложения и
вычитания, связанные с составом числа 3. Закрепить умение
строить натуральный ряд чисел в пределах 3. Упражнять в чтении,
письме и сравнении чисел. Графическое написание цифры 3.
Неделя
1
ЯНВАРЬ
Название, тема, программное содержание.
Цифра 4.
Познакомить с составом числа 4. Рассмотреть случаи сложения и
вычитания, связанные с составом числа 4. Закрепить умение
соотносить число 4 с количеством предметов. Закрепить умение
строить натуральный ряд чисел, разбивать группу фигур на части
по различным признакам. Графическое написание цифры 4.
2
Цифра 5.
Познакомить с цифрой 5, с составом числа 5, получением числа 5
путем присчитывания 1 к 4. Рассмотреть случаи сложения и
вычитания, связанные с числом 5. Закрепить умение называть и
записывать числа 1-5, строить натуральный ряд чисел.
Графическое написание цифры 5.
3
Цифра 6.
Познакомить с цифрой 6, составом числа 6 путем присчитывания к
числу 5. Рассмотреть случаи сложения и вычитания, связанные с
составом числа 6. Закрепить умение сравнивать числа с помощью
составления пар и числового отрезка, геометрические
представления. Графическое написание цифры 6.
26
Неделя
1
ФЕВРАЛЬ
Название, тема, программное содержание.
Цифра 7.
Познакомить с образованием и составом числа 7, графическим
написанием цифры 7. Закрепить представления о составе числа 7,
взаимосвязи целого и частей. Рассмотреть случаи сложения и
вычитания, связанные с числом 7. Повторить сравнение групп
предметов.
2
Цифра 8.
Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8,
графическим написанием цифры 8. Закрепить представления о
составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязи целого и
частей. Рассмотреть случаи сложения и вычитания, связанные с
числом 8.
3
Цифра 9.
Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9,
графическим написанием цифры 9. Закрепить представления о
составе числа 8, навыки счета в пределах 8, взаимосвязи целого и
частей. Рассмотреть случаи сложения и вычитания, связанные с
числом 9.
Неделя
1
2
3
МАРТ
Название, тема, программное содержание.
Закрепление количественного и порядкового счет в пределах 9.
Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи целого и
частей. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе,
сложение и вычитание чисел.
Число 0. Цифра 0.
Сформировать представление о числе 0 и его свойствах. Закрепить
понимание взаимосвязи целого и частей. Формировать умение
составлять числовые равенства по рисункам и наоборот,
переходить от рисунков к числовым равенствам.
Цифра 10.
Сформировать представления о числе 10, его образовании, записи,
графическое написание цифры 10.
Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей.
27
АПРЕЛЬ
Неделя
1
Название, тема, программное содержание.
Повторение состава числа 10.
Закрепить представления о числе 10, взаимосвязи целого и частей.
Рассмотреть случаи сложения и вычитания, связанные с числом
10.
2
Решение задач на сложение и вычитание.
Закрепить представления о натуральном ряде чисел.
Развивать умения решать элементарные задачи в пределах 10 на
сложение и вычитание.
3
Сравнение групп предметов по количеству. Классификация
предметов.
Развивать умение сравнивать предметы по количеству, объединять.
4
Повторение.
Упражнения по выбору детей.
Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность. Развивать
наблюдательность, логическое мышление. Поддерживать интерес к
образовательной деятельности по формированию математических
представлений.
Неделя
1
2
3
МАЙ
Название, тема, программное содержание.
Пространственные отношения: слева, справа, снизу, сверху.
Закрепить умение детей ориентироваться на листе бумаги.
Проведение графического диктанта.
Повторение. Игра «Путешествие в математику»
Закрепить представления о свойствах предметов,
пространственные отношения , сложении, вычитании, взаимосвязи
целого и частей.
Итоговая диагностика
28
Диагностический материал
Раздел «Учимся родному языку»
Фонетико-фонематика
Ф.И.
Опред.часто
встр.звук
Анализ
слова
1 балл- низкий уровень
2 балла- средний уровень
3 балла – высокий уровень
Опред
.места
Связная речь
Состав.
слов с
звуком
Составить
предлож
Рассказ
монолог
лексика
Словарный запас
Задав.
Вопросов
(диалог)
Результат:
до 10 баллов – низкий
От 10 до 20 баллов- средний
от 20 до 30 баллов- высокий
29
Понимание(различие) единиц
предложение
звук
слово
Читает слоги
(слова)
предлож
Раздел
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Ф.И.
Знать счет в
пределах 10
Знать состав
чисел
Уметь
решать
простые
задачи
Знает
графическое
написание цифр
Н.г
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
1 балл- низкий уровень
2 балла- средний уровень
3 балла – высокий уровень
К.г
К.г
К.г
ЗУН по программе
Называть
основные
Ориентироваться
геом.фигуры,
на бумаге
определять
форму
предметов
Н.г
К.г
Н.г
К.г
Результат:
до 10 баллов – низкий
От 10 до 20 баллов- средний
от 20 до 30 баллов- высокий
30
Ориентиро
ваться в
пространст
ве
Н.г
К.г
Называть
признаки
предметов
Уметь
сравнивать
предметы
Объеди
нять по
признак
у
Н.г
Н.г
Н.г
К.г
К.г
Итого
К.г
6. План работы с родителями
Месяц
Октябрь
Тема
Форма
Скоро в школу.
День открытых дверей
Мотивационная готовность.
Ноябрь
Как ребенку помочь стать
самостоятельным
Консультация
Декабрь
Образовательный маршрут
ребенка
Индивидуальные
консультации
Январь
Социально-личностное
развитие будущего
первоклассника
Педагогическая лекция
Февраль
Развиваем память, и
внимание
Семинар-практикум
Март
Развиваем логическое
мышление
Семинар-практикум
Апрель
Психологическая
готовность детей к школе
Педагогическая лекция
Май
Педагогическая диагностика Родительские встречи
готовности детей к
обучению в школе
31
7. Расписание занятий (подгруппы- 2)
Дни недели
Среда
Четверг
1 подгруппа
15.00-15.30
15.00-15.30
32
2 подгруппа
15.35-16.05
15.35-16.05
8. Списки обучающихся
№
п/п
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23
24
Список детей по подгруппам
№пп.
Ф.И.ребенка
№пп.
Ф.И.ребенка
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Общее кол-во детей –
в т.ч. девочек-
мальчиков33
9. Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и родителям,
Детство – Пресс, С- П, 2004.
2. Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
3. Виноградова
Н.Ф. «Рассказы-загадки
о
природе»:
книга для
детей 5-6
лет/Н.Ф.Виноградова.-М.-Вентана-Граф, 2009.- 144с. Ил., вкл.- (Предшкольная
пора)
4. Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
5. Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка – Пресс, М, 1999г.
6. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
7. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и
словами»;
8. Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и читаем
вместе»;
9. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. – «Школа 2000…». Концепция и
программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / А.А. Леонтьев.
М., «Баллас», «С- инфо», 1997,с 16.
10. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи.
Аквариум, М, 1995г.
11.Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
12.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
13.Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома.
Академия развития, Ярославль,1998г.
14.
Программа обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора».- М.: ВентанаГраф, 2007.- 32с.- (Предшкольная пора).
34