Рабочая программа педагога Почемучка 5-7 лет

Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………….3
2. Календарно - учебный график……………………………………………………….. 5
3. Учебный (тематический план) 1–й год обучения…………………………………. 7
4. Учебный (тематический план) 2 - й год обучения……………………………………10
5. Календарно – тематическое планирование (1-й год обучения)……………………..12
6. Календарно – тематическое планирование (2-й год обучения)………………………20
7. Формы организации образовательного процесса и контроля ……………………….26
8. Планируемые результаты……………………………………………………………….28
9. Способы определения результативности……………………………………………..30
10. Диагностика уровня знаний и умений по экспериментированию……………….. .31
11. План работы с родителями…………………………………………………………….33
12. Список детей ……………………………………………………………………. ……34
13. Материально-техническое обеспечение……………………………………………...35
14. Метод обеспечение. Список литературы………………………………………………37
15. Интернет ресурсы………………………………………………………………………..38

2

Пояснительная записка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению
самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к
миру.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС,
согласно которым, он будет обладать такими качествами как: любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее
экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость наблюдений и полученных результатов, оценить существующие
теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только исследовательское мышление, но и наблюдательность,
любознательность и открытость новому знанию.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ
культурного познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми
фактами, но и накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает
детям реальные представления о различных сторонах окружающего мира.
3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что
получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой
информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

3

Цель:
формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую и экспериментальную
деятельность с объектами окружающей среды, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Воспитательные:






Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при
проведении экспериментов.

Развивающие:





Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
Образовательные:




Расширять представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

4

2. Календарный учебный график
Начало обучения: 01.09.
Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
Календарный учебный график 1 год обучения
М-ц

Сентяб
рь

Октябрь

Нояб
рь

Декабрь Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Кол-во
занятий

8

8

8

8

8

8

8

8

6

Календарный учебный график 2 год обучения
М-ц

Сентябрь Октябр
ь

Ноябрь

Декабрь Январь

Феврал
ь

Март

Апрел
ь

Май

Кол-во
занятий

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Таблица «Образовательная нагрузка»
Год обучения
Первый
Второй

Группа

Занятий в неделю

Занятий в месяц

Годовой объём

Старшая

2 50мин

8 2ч

72учеб. часа

Подготовительная

2 1ч

8 2ч 40мин.

72 учеб. часа

5

Расписание занятий
Экспериментальная деятельность
ФИО педагога Спицына С.Н.
№ п/п
Год обучения

1

1-й (старшая
группа)

Дни занятий
Четверг
Пятница

2

2-й
(подготовительная
группа)

Понедельник

Время
занятий
15.00-15.25
15.45-16.10
15.00-15.25
15.45-16.10

Общее
кол-во
часов.
1ч 40мин

15.00-15.30
15.45-16.15
16.30-17.00
3часа

Среда

15.00-15.30
15.45-16.15
16.30-17.00

6

3. Учебный (тематический) план -1-й год обучения
№

Название раздела, тем.

п.п.

Количество часов
всего

теория
1

1.

Вводное занятие. Знакомство с
лабораторией .Инструктаж по ТБ

1

2

Знакомство с приборами
помощниками.

1

Раздел 1.

Формы контроля
практика
Беседа-опрос

1

Беседа-опрос

Тайны живой и не живой природы

3.

Экспериментирование с песком.

4

1

3

Беседа-опрос

4.

Экспериментирование с глиной.

4

1

3

Наблюдение

5

Камни. «Удивительные камни»

4

2

2

Беседа-опрос

6

Удивительные секреты воздуха

8

2

6

Практическое занятие.

7

Вода - источник жизни на планете

10

1

9

Открытое занятие

8

Мир растений

4

1

3

Беседа-опрос

10

Мир насекомых

2

1

1

Презентация «Насекомые –
друзья растений»

Семена и плоды

2

1

1

«Коллекция семян»

Овощи

4

1

3

Беседа-опрос

7

Итого по разделу

42

11

31

Раздел 2. Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
11.

Бумага

4

1

3

Выставка поделок из
бумаги

12

Ткань

2

1

1

Беседа-опрос

13

Стекло

2

1

1

Беседа-опрос

14

Древесина

2

1

1

Беседа-опрос

Итого по разделу

10

4

6

Раздел 3. Магнетизм
15.

Магнитная сила

8

2

6

Итого по разделу

8

2

6

Практическое занятие

Раздел 4. Что мы знаем о себе (организм человека).
16.

«Я - человек»

1

Орган обоняния (нос)

1

1

Викторина
«ПолезноВредно»
Беседа - опрос

Орган осязания (язык)

1

1

Беседа - опрос

Наши руки

1

1

Беседа - опрос

Что умеют глаза

1

1

1

8

Ушки подслушки

1

Итого по разделу

6

1

1

Беседа - опрос

5

Беседа - опрос

2

Беседа-опрос

Блок «Свет и зеркало»
Луч света

3

Зеркало

1

Итого по разделу

4

1

3

72

20

52

Всего:

1

1

9

4.Учебный (тематический) план -2-й год обучения
№

Название раздела, тем.

п.п.
1

Вводное

Количество часов
всего

теория

1

1

Формы контроля

практика

Раздел 1 Тайны живой и не живой природы
2.

Почва

3

1

2

Беседа-опрос

3.

Песок

4

1

3

Практическое занятие

4.

Глина.

3

1

2

Выставка работ

5.

Воздух, воздух, ты могуч!

8

1

7

Практическое занятие.

6.

Секреты воды

11

1

10

Открытое занятие

7.

Камни. «Удивительные камни»

4

2

2

Оформление коллекции

8.

Мир растений

8

3

5

Беседа-опрос

Итого по разделу

41

10

31

Раздел 2.

Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)

9.

Ткань

2

1

1

Беседа-опрос

10.

Бумага

6

1

5

Практическое занятие

11.

Увеличительное стекло (лупа)

1

1

Беседа-опрос

12.

Древесина

2

1

Беседа-опрос

1
10

13.

Мыло

1

1

Беседа-опрос

14.

Компас

1

1

Практическое занятие

Итого по разделу

13

3

10

Раздел 3. Магнетизм
15.

Магнитная сила

8

2

6

Итого по разделу

8

2

6

Практическое занятие

Раздел 4.Что мы знаем о себе (организм человека)
16.

Я - человек

1

1

17.

« Мои помощники»

6

2

18.

«Мальчики и девочки»

1

Итого по разделу

8

4

Викторина
«ПолезноВредно»

1
3

5

Раздел 5.История звука
19.

История звука

1

5

Итого по разделу

6

1

5

Всего:

72

19

53

11

Беседа-опрос

5.Календарно – тематическое планирование для детей 1-й год обучения

сентябрь

М-ц

Тема
Знакомство с лабораторией

Экспериментирование с
песком

Экспериментирование с
глиной.
«Песок и глина»
(сравнительные свойства)

октябрь

Семена и растения

Свойства воды.

Теоретическая часть
1.Беседа. Что такое лаборатория?
Кто такие учёные? Как делают
открытия»

Практическая часть
Превращение в учёных.
Игры с предметами –
помощниками.

Тайны живой и не живой природы
1.Познакомить детей со свойствами 4. « Песочный конус»
природных материалов: песок,
(свойства песка),
глина
5. «Глина, какая она,
из чего
состоит глина?»
(свойства глины)
6. Свойства мокрого
2.Взаимодействие песка, глины с
водой
песка.
7. Погружение предметов
в мокрый и сухой песок.

3. Беседа «Как размножается
одуванчик».

семян одуванчика».

1. Вода-волшебница»
-Формировать у детей знания о
значении воды в жизни человека;
2.Познакомить детей со свойствами

3.«Вода, водица»
(прозрачность и
вкусовые
свойства).

12

8. «Рассматривание

Программные задачи
Уточнить представление о
том, кто такие учёные? О
назначении детской мини
лаборатории и культуре
поведения в ней.

Познакомить со свойствами и
качествами песка и глины.
Учить выявлять и называть
свойство глины –
пластичность в сравнении с
другими материалами (песок,
камень). Развивать умение
анализировать, сравнивать,
делать выводы;

Учить различать плоды и
семена различных растений.
Дать знания об их значении.
Рассмотреть строение
Уточнить представления
детей о свойствах воды.

воды.

4. «Текучесть воды»
5. «Имеет ли вода
форму».
6. « Играем с красками»
(вода – растворитель)
7. «Превращение воды в
пар и пара в воду».
8. «Как вытолкнуть
воду»?

Развивать умение действовать
по алгоритму.

Познакомить детей с
разнообразием мира камней и
их свойствами. Вместе с
детьми классифицировать
камни по признакам: размер
(большой, средний,
маленький); поверхность
(гладкая, ровная,
шероховатая, шершавая);
температура (теплый,
холодный); вес (лёгкий,
тяжелый, плавучесть – тонет в
воде. Нацелить детей на
поисковую и творческую
деятельность в детском саду и
дома.
Продолжать развивать
познавательную активность
детей; уточнить понятие о
том, что воздух – это
«невидимка», а реально

1.Мультимедийная
презентация «Что такое горы»?
2.Беседа: «Какими бывают камни?»

3. Опыт. Определение
цвета и характера
поверхности камней.
4.Опыт. Все ли камни
тонут?

Что такое воздух?

5.Уточнить понятие детей о том, что
воздух это не невидимка, "Воздух не
виден в комнате.
6. Расширять представления детей о
значимости воздуха в жизни

7. "Воздух не виден в
комнате. Чтобы его
увидеть, его надо
поймать".
8. «Запираем воздух в

ноябрь

Удивительные камни

13

Выявить вещества, которые
растворяются в воде.
Закрепить знания о правилах
безопасного поведения при
работе с различными
веществами

человека.

шарик».

1. «Загадочные
пузырьки».
2. «Пузырьки –
спасатели».
3. «Воздух в стакане».

декабрь

Воздух в любом свободном
пространстве.

14

существующий газ;
расширять представления о
значимости воздуха в жизни
человека, совершенствовать
опыт детей в соблюдении
правил безопасности при
проведении опытов.
Познакомить со свойствами
воздуха. С помощью опытов
развивать наблюдательность.
Вызвать желание
экспериментировать и
получать удовольствие от
совместного эксперимента.
Продолжать развивать умение
анализировать и сравнивать,
обобщать полученные знания.

4. Познакомить детей с зимним
садом. Его назначением.
Экскурсия в зимний сад.

январь

Простые опыты с бумагой

Свойства воды

5.Беседа. «Условия, необходимые
для роста растений»

Опыты по теме:
6.«Может ли растение
дышать?»
7. «Нужна ли растениям
вода?»
8. «Корни растений»

Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
1. Свойства бумаги.
Эксперимент изучение свойств
бумаги
2.Рвётся, режется, мнётся, намокает.
3. «Цветы лотоса» (закрепление
свойств, взаимодействия воды и
бумаги).
4.Поделка из мятой бумаги
«Цыплёнок»
Тайны живой и не живой природы
5.Беседа « Снег и его свойства»
6.Рассматривание
снежинки через лупу (на
15

Дать детям обобщенное
представление о знакомых
растениях (живое существо, у
которого есть корни, чтобы
держаться, питаться; стебель,
чтобы доставать питательные
вещества из земли другим
органам; листья, чтобы
улавливать свет, дышать; для
роста и развития нужны
почва, влага, свет, тепло).
Вызвать у детей
познавательный интерес к
проведению опытов с
растениями, желание
наблюдать за изменениями
растений в зависимости от
условий; учить создавать
ситуацию опыта.

Знакомство с основными
свойствами бумаги.

Закрепить знания детей о
различных агрегатных

улице).
7.«Снег превращается в
воду» (растапливание
снега).
8. « Превращение воды в
лёд, а лёд в воду »
(состояние воды).

февраль

Магнитная сила

Древесина

Магнетизм.
1.Формирование представлений о
свойствах магнита. Активизация
знаний детей об использовании
свойств магнита человеком.

2.«Как достать скрепку
из воды не замочив руки»
(действие магнита через
стекло).
3. «Магнитные куклы»
(действие магнита через
картон и бумагу).
4. «Летающие бабочки»
(действие магнита через
ткань и дерево).
5. «Изготовление
игрушки с
использованием
магнитов».
6. «Земля-магнит»
(закрепление свойств
магнита, практическое
упражнение с компасом).
Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
7.Беседа «Из чего делают мебель».
8.Эксперимент
«Свойства древесины».

16

состояниях воды: твёрдом,
жидком и газообразном.

Познакомить детей с
физическим явлением
«магнетизм», выявить
свойства магнита:
прохождение магнитных сил
через различные материалы и
вещества, способность
притягивать к себе железные
предметы помочь выявить
материалы, которые могут
стать магнетическими;

Познакомиться со
свойствами древесины с
помощью экспериментальных
действий. Расширить
представления о разнообразии
деревянных изделий, их

назначении.
Что мы знаем о себе (организм человека).
Орган обоняния.

1. Познакомиться с
особенностями работы
носа. Определить по
запаху предметы.
2.Познакомить со
значением языка,
поупражняться в
определении вкуса
продуктов.
3.Игра экспериментирование
«Спрячь руки»

Орган осязания

март

Наши руки

Свойства воды

Овощи

«Тайны живой и не живой природы»
4.« Кто выпил водичку»
(состояние воды,
испарение воды).
5.Как вытолкнуть воду»?

7.Рассмотреть строение
овощей через лупу, в
6.Беседы об овощах, их роли в жизни микроскоп – они состоят
из мелких частичек.
человека.
8.Дидактическая игра об
17

Познакомить детей с
органами чувств, их
значением для человека.
Развивать навыки
исследовательской
деятельности,
познавательной
активности.
Воспитывать бережное
отношение детей к своему
здоровью.

Расширять представления
детей об агрегатных
состояниях воды. Учить
делать выводы, рассуждать.
Дать представление о росе и
тумане
.

овощах: «Что где
растет?», «Разрезные
картинки», «Волшебные
овощи» .

Мир растений.
«Семена и плоды»

1.Рассматривание плодов и семян
2. Рассматривание иллюстраций
«Посадка и уборка овощей»

апрель

3..Беседа «Для чего растению нужны
семена»
4. Беседа «Как размножается
одуванчик».

5.Огород на
подоконнике» (посадка
лука)
6. «Корни растений»
7. «В маленьком семени
прячется растение»

Закрепить знания о строении
семени, о том, что оно –
конечная стадия роста
однолетнего растения.
Познакомить со способами
распространения семян.

8. «Рассматривание
семян одуванчика».

май

Луч света
Свет и его свойства

1. «Светло и темно».
Расширить представления детей об
источниках света
18

2. Игра «Солнечные
зайчики»
3. «Уличные тени»

Показать значение света.
Объяснить, что источники
света могут быть природные -

Что такое зеркало»

Мир насекомых
Мир растений.

4.Игра –
экспериментирование
«Отражение»

Живая не живая природа
5.Беседа о насекомых.
6.На прогулке.
Рассматривание муравья
через лупу
7.«Такие разные цветы»

19

солнце, луна, костер и
искусственные —
изготовленные людьми
(лампа, фонарик,
свеча).Формировать
представления о свойствах
солнечных лучей. Показать на
примере солнечного зайчика,
как можно многократно
отразить свет и изображения
предмета. Поддерживать
познавательную активность в
процессе работы с
предложенными материалами
и предметами. Познакомить с
образованием тени от
предметов, установить
сходство тени и объекта,
создать с помощью теней
образы. Помочь понять, как
образуется тень, ее
зависимость от источника
света и предмета, их
взаимоположения.

Резина

Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
На прогулке.
8.Познакомить детей со
свойствами резины –
непромокаемостью.

6. Календарно – тематическое планирование для детей 2-й год обучения
М-ц

Тема
Вводное.
«Почва – волшебная
кладовая»

сентябрь

«Песок – природный
материал»

Свойства глины.

Теоретическая часть
Практическая часть
Закрепить правила работы в
лаборатории
Тайны живой и не живой природы
1..Беседа. Внутреннее
2.Рассмотривание почвы с
содержание земли. Природные
помощью лупы.
ресурсы. Бережное отношение к
земле и её богатствам.
3. Беседа «Для чего человеку
песок?»

4.«Песок – природный
фильтрат»
5. «Есть ли жизнь в песке»
6.Игра – забава
«Кладоискатели»

7.Беседа «Что делают из глины»
8.Лепка посуды из глины

«Глиняные
превращения».

20

Программное содержание

Дать понятие «почва».
Подвести детей к тому, что она
имеет неоднородный состав.
Познакомить
с
такими
компонентами
неживой
природы, как песок и глина, и
их свойствами; показать, чем
они похожи и чем отличаются
Рассказать, как человек
использует песок и глину
(строительство, песочные часы,
посуда, игрушки). Самим
предложить вылепить посуду из
глины.

1.Беседа «Что такое камни?
2. Презентация « Из чего
состоят горы?

октябрь

«Удивительные камни»

1.Беседа. «Что мы знаем о
воздухе?» Понятие «воздух»,
его свойства и роль в жизни
человека, животных, растений.

ноябрь

Воздушный мир

21

3. «Свойства сухой и влажной
глины»
4.Лепка посуды из глины
5. Определение цвета и
характера поверхности камней.
«Можно ли в камень забить
гвоздь»
6.Опыт. « Все ли камни
тонут»?
7. « Простые и ценные камни в
природе».
8. «Почему разрушаются
горы?»
Опыт «Вулкан»

Познакомить с разнообразием
камней, их свойствами.

2. « Сухой из воды»
3. «Веселый шарик» (скорость
воздуха), «Забавные кляксы»
(выдувание краски).
4. «Где есть воздух?»
(обнаружение воздуха в
пространстве, почве, воде)
5. «Живая змейка»
6. «Ветер – это движение
воздуха».
7. « Воздух имеет вес»
8. «Свеча в банке»

Учить находить воздух в
различных предметах,
веществах (почва, вода, губка и
т. д.)
Доказать, что воздух всегда в
движении.
Познакомить детей с силой
ветра.
Выявить, что теплый воздух
легче холодного и поднимается.

Познакомить детей с углем,
мрамором, мелом. Сравнить их
свойства. Рассказать об
использовании их человеком.
Познакомить с существованием
особых ландшафтов – гор,
показать, что они состоят из
камней. Предложить детям
создать модель гор из
разнообразных камней.

1. Беседа «Знаешь ли ты, для
чего нужна вода? «Вода – наш
друг или враг»

2. «Яйцо в воде» вода пресная
и соленая ( плотность воды).
3. «Как замерзает река?»
(состояние воды, изменение,
измерение температуры).
4. «Маленькие айсберги»,
(опыт со льдом).
5 . « Пузыри на морозе, или
как образуются снежинки»
6. «Экологическая сказка»
(исследование влияния на воду
природного материала).
7. «Очистка воды»
(фильтрование)
8. «Круговорот воды в
природе»

декабрь

Экспериментирование с
водой

январь

Простые опыты с бумагой

Дать детям знания о свойствах
воды. Экспериментальным
путем проверить плавучесть
различных предметов.
Развивать интерес к
дальнейшим экспериментам.
Показать различия между двумя
состояниями воды (твердое и
жидкое). Выявить свойства
льда. Дать представления об
айсбергах.
Познакомить детей с
процессом формирования
облаков, дождя. Развивать
поисковую деятельность детей:
способность к определению
задач на основе поставленной
проблемы; умение планировать
этапы своих действий,
аргументировать свой выбор.
Развивать наблюдательность,
творческое воображение,
познавательный интерес к
окружающему миру

Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
1. Беседа «Из чего делают
2. «Кулечек» (исследование
бумагу»
бумаги на удержание сыпучих
Знакомство с основными
материалов).
свойствами бумаги.
3. «Шпагатики» (исследование
прочности бумаги на разрыв).
Бумага в жизни человека.
4. «Экологическая сказка»
Бумага и экология.
(какой упаковочный материал
менее вреден для окружающей
22

среды),
5. «Экологическая игра»
(скорость разложения бумаги в
почве).
6.«Цветок лотоса»

февраль

Ткань

Презентация.
7.« Из чего сделана наша
одежда»?

8.Эксперимент
« Определение свойства ткани»

Магнетизм
« Действие магнитных
1. Магнит, его свойства.
2. «Намагничивание»
сил»
(притягивает/не притягивает).
«Тянем-потянем» (действие
3.Знакомство со способностью
магнита через стекло, бумагу,
металлических предметов
ткань).
намагничиваться, с полюсами
4. «Танцующие стрелки»
магнита.
5. «Полюсы магнитов»
6. «Земля-магнит» .Опытным
путём выявить действия
магнитных сил земли.)
Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
Знакомство с приборами – 7. Беседа для чего нужен компас 8.На прогулке. Определение
помощниками
и микроскоп?
сторон света с помощью
компаса.

23

Воспитывать интерес к
исследовательской
деятельности; познакомить
детей со свойствами ткани и их
видами. Закрепить знание детей
об одежде.

Закрепить представление детей
о магнитах и его свойствах.
Познакомить с силами,
действующими вокруг магнита.
Дать представление о
магнитном поле Земли.
Познакомить с различными
сторонами применения
магнитов человеком.
Познакомить с устройством,
работой компаса и его
функциями.

март

Мир растений.
Экспериментирование с
водой
Знакомство с мылом.

«Я – человек»
«Мои помощники»

апрель

«Мальчики и девочки»

Тайны живой и не живой природы
1. Беседа с детьми об условиях
2.«С водой и без воды»
необходимых для роста и
3. «На свету и в темноте»
развития растений. Экскурсия в 4. « Огород на подоконнике»
«Зимний сад».
5. «Что выделяют растения»
6. «Пар – это тоже вода»
7. «Водяная мельница»
8.Рисуем мыльными пузырями
на бумаге.
Что мы знаем о себе (организм человека)
1. Беседа «Я – человек»
3 . «Слышу – не слышу»
2. «Беседа с детьми «Для чего
4. «Умный нос»
человеку нужны уши, нос, глаза 5. «Значение носа для речи»
и зубы».
6. «Зрачок глаза меняет размер
в зависимости от
освещенности».
7.Измерить длину волос у
мальчиков и девочек,
попробовать заплести косичку
мальчику и девочке.
8. «Зубная паста для слона»

Уточнить представление детей
о человеческом теле, о
назначении отдельных его
частей и органов;
Познакомить детей с тем, как
люди с ограниченными
возможностями (слабовидящие,
слепые, глухие, немые)
общаются в обществе.
Развивать навыки
исследовательской
деятельности,
познавательной активности.
Воспитывать бережное
отношение детей к своему
здоровью.
.

24

май

«Где живут звуки»

Стекло.

История звука
1. Беседа «Откуда возникает
2. «Звенящая вода»
звук»
3."Можно ли увидеть звук?"
4.Игра « «Угадай что звучит»,
«Найди звук».
5. «Далеко –близко»
изготовление рупора
6. «Передай секрет»

Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
7.Беседа. Стекло, его качества и 8. С помощью эксперимента
свойства
определить предметы из
стекла.

25

Обобщить представлений детей
о звуке (звук слышим с
помощью уха);
дать понятие о распространении
звука, высокие и низкие звуки,
шумовые и музыкальные
звуки;развить первичных
естественнонаучных
представлений,
наблюдательности,
любознательности, активности,
мыслительных операций
(анализ, сравнение, обобщение,
классификация, наблюдение)
Учить детей узнавать предметы,
сделанные из стекла;
определять его
качества(структура
поверхности, толщина,
прозрачность)и свойства
(хрупкость,теплопроводимость).

7.Формы организации образовательного процесса и контроля
1. Теоретическое групповое занятие.
2. Практическое групповое занятие.

Формы организации учебного занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Беседа.
Практическое занятие.
Открытое занятие.
Лабораторное занятие.
Выставки творческих работ
Тематические экскурсии - наблюдения.
Выставки творческих работ.
Игры, викторины.
Презентации.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
•
внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
•
тайна, сюрприз;
•
мотив помощи;
•
познавательный мотив (почему так);
•
ситуацию выбора.

26

В ходе развития исследовательских способностей дошкольники обучаются специальным знаниям, умениям и навыкам
исследовательского поиска. К ним относятся знания, умения и навыки:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Видеть и выделять проблемы, решать их.
Принимать и ставить цели, задавать вопросы.
Выдвигать гипотезы, предложения.
Выделять существенные признаки и связи, анализировать объект или явление.
Давать определения понятиям.
Классифицировать, наблюдать.
Проводить эксперименты.
Делать умозаключения и выводы.
Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
Фиксировать этапы действий и результаты графически.
Объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

27

8. Планируемые результаты
Старшая группа (5-6 лет)
Личностные
Сформирован интерес к экспериментированию.
Обладает организационно-волевыми качествами
личности (терпение, воля, самоконтроль).

Метапредметные
Умеет поставить экспериментальную
задачу (проблему);
- выработке гипотезы, классификации и
систематизации;

Предметные
Знает названия способы применения
основного лабораторного
оборудования и вещества;
важнейшие понятия и свойства
объектов (веществ) в рамках
содержательного компонента
программы; этапы построения
эксперимента; правила безопасного
проведения эксперимента и
поведения в лаборатории;
Проявляет аккуратность, терпение, настойчивость в Проявляет творческую активность в Знает физические явления, свойства
исследовательской деятельности. проведении эксперимента – опыта; может воздуха, воды, света, цвета, песка,
рассказать последовательность проведения глины;
опыта.

Сформированы навыки продуктивного взаимодействия
обучающегося с другими детьми на основе совместной
познавательной деятельности.

Проявляет поисковую активность и
умение извлекать в ходе ее
информацию
об
объекте
исследования
Владеет
исследовательскими
умениями и навыками проводить
экспериментальную
деятельность
под руководством педагога.

28

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Личностные
Метапредметные
Предметные
Сформирована эмоциональная основа Сформированы умения к выработке гипотезы,
Знает свойства воды и света, магнита и
устойчивого интереса к науке и технике, классификации
и
систематизации,
электричества, понятия: движение, равновесие,
любознательности,
познавательной установлении причинно-следственных связей,
осязание, обоняние, слух, скорость
открытости;
выводов и умозаключений

Обладает
организационно-волевыми Обладает образным и пространственным
качествами личности (терпение, воля, мышлением.
Внимание
и
память
самоконтроль).
соответствует возрастным характеристикам.
Обладает
навыками
продуктивного
взаимодействия обучающегося с другими
детьми
на
основе
совместной
познавательной деятельности;
Сформированы аккуратность, терпение и
настойчивость
в
познавательной
деятельности.

Умеет самостоятельно действовать в
соответствии с алгоритмом.

Проявляет
творческую
активность по ов Умеет по обозначенной цели составлять алгоритм,
построении по замыслу; умеет представить иопределяя обор оборудование и действие с ним.
рассказать о том, что он построил.
Умеет
самостоятельно
работать
экспериментом, исследованием.

над

Сформированы
умения
планирования
деятельности
организации
эксперимента,
анализе
полученных
результатов
и
соотнесении с результатами первоначальных
гипотез.

29

Умеет достигать результата и обозначать его с
помощью условного символа.
Может объяснить причины наблюдаемых
явлений или выдвинуть гипотезы о них.

9.Способы определения результативности
1.

Диагностирование.

2.

Продукты творческой деятельности детей.

3.

Беседа-опрос.

4.

Проектная деятельность.

5.

Участие в выставках, конкурсах, викторинах, семинарах.
Входной контроль: диагностическая карта развития детей
Итоговый контроль: диагностическая карта развития детей
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости детей, материал для диагностики детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Сертификаты участия детей в выставках, творческих конкурсах, дипломы за участие, дипломы победителей.
Оценка результативности освоения ДОП
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
Вводная диагностика – сентябрь.
Итоговая диагностика – май.

30

Ф.И. ребенка

Задает
вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?»,
«Откуда?» и т
.п.

Уровень
развития
произвольно
го внимания,
работоспосо
бности

Сравнивает
сходные по
внешнему
виду
предметы

Умение детей
выполнять
задание в
соответствии с
инструкцией
взрослого.

Сопоставляет
факты
пытается
сделать
выводы из
рассуждений.

1

ИТОГО:

Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей
______ %.
31

Средний балл

№
п/п

Активно
знакомится со
свойствами
новых
окружающих
предметов,
стремится
экспериментиро
вать

Баллы

10.Диагностика уровня знаний и умений по экспериментированию

Ф.И. ребенка

Задает
вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?»,
«Откуда?» и т
.п.

Уровень
развития
произвольно
го внимания,
работоспосо
бности

Сравнивает
сходные по
внешнему
виду
предметы

Умение детей
выполнять
задание в
соответствии с
инструкцией
взрослого.

Сопоставляет
факты
пытается
сделать
выводы из
рассуждений.

1
2
3
4
5
6
Начало года: Высокий уровень _______ детей ______ %; Средний уровень _______ детей ______ %; Низкий уровень _______ детей
______ %.

32

Средний балл

№
п/п

Активно
знакомится со
свойствами
новых
окружающих
предметов,
стремится
эксперементиро
вать

Баллы

Диагностика уровня знаний и умений по экспериментированию 6-7 лет

11.План работы с родителями:
Сентябрь - Консультация «Рекомендации для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию»

Октябрь - Серия несложных опытов для детей старшего дошкольного возраста
Ноябрь - Открытый показ НОД с использованием экспериментирования « Удивительные

секреты воздуха»

Декабрь - Консультация «Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?»
Январь - Картотека опытов и экспериментов в домашних условиях
Февраль - Памятка «Техника безопасности во время проведения опытов-экспериментов»
Март - Папка - передвижка «Занимательные опыты и эксперименты для старших дошкольников»
Апрель - Памятка «Как отвечать на детские вопросы»
Май - Картотека «Занимательные опыты на кухне»

33

12.Список детей ( старшая группа)
Экспериментальная деятельность
Ф.И.О. педагога: Спицына С.Н.
№ п/п Ф.О. ребёнка
1
2
3
4

Год рождения

Социальный статус семьи

Список детей ( подготовительная группа)

Ф.И.О. педагога Спицына С.Н.
№ ФИ ребенка
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

/год рождения

Социальный статус семьи

34

13.Материально-техническое обеспечение
п/п Вид помещений
социальнобытового и иного
назначения
1

Уголок.

Наименование оборудования,

Количество

ТСО

Шкаф для оборудования

3

Экспериментальноисследовательская
лаборатория
«Почемучка»
2

3

Материалы,
находящиеся в
экспериментально
исследовательской
лаборатории

По разделам: «Песок и вода», «Бумага»,

Основное
оборудование

Приборы помощники:

«Стекло», «Резина», «Магниты»

увеличительные стёкла;

6

Весы;

2

Компас;

6

Микроскоп;

2

Магниты

8

Песочные часы

1

Природный материал: камешки, глина,
песок ,ракушки, мох, семена, спил, листья
деревьев, птичьи перья, шишки.
Утилизированный материал: проволока,
кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
пробки, пуговицы, нитки,
Технические материалы: гайки, скрепки,
болты,гвозди,винтики,шурупы,детали
конструктора
Разные виды бумаги: обычная, картон,
наждачная, копировальная, гофрированная
Медицинские материалы: пипетки, колбы,
шприцы, деревянные палочки, мерные
ложечки, груши, салфетки, вата
Прочие материалы: зеркала, воздушные
шары, ленты, мука, соль, сахар, цветные и
прозрачные стёкла, свечи, сито, пилка для
ногтей, косточки
Дополнительное оборудование: клеёнчатые
фартуки, шапочки, полотенца, салфетки,
контейнеры, разные по форме и величине
стаканчики, воронки.
4

Зимний сад

Комнатные растения:

31

черепахи

2
36

5.

Зимний сад,
комната по ИЗО

Макет ёжика

1

Клетка с птицей

1

Песочный стол с подсветкой

1

Ноутбук

1

Принтер

1

Интерактивная доска

1

14. Методическое обеспечение.
1. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.: АРКТИ,
2004 г.-64с.
2.
Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. –ТЦ Сфера,2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление
ДОУ».
3.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми с 4 – 7лет. – М.:
МОЗАИКА- СИНТЕЗ,2015.-80 с.

Список литературы:
1. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О.Откуда берётся ветер? Удивительные опыты с воздухом.Москва:Эксмо,2016.-96с.
2. Белько.Е .Весёлые научные опыты на свежем воздухе. ООО «Питер Пресс»
3. Белько.Е. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. ООО «Питер Пресс»
4. Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с
детьми 4-7лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2015.-80 с.
37

5. Как выйти сухим из воды? Забавные опыты с водой.-Москва:Эксмо,2016.-96с.
6. Как предсказать погоду? Занимательные опыты с веществами и живыми организмами.- Москва: Эксмо,
2016.-96с.
7. Можно ли увидеть звук? Удивительные опыты со звуком, теплом и светом. -Москва: Эксмо, 2016.-96с.
8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000 г., № 9
9. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2012.-128с.
10. 11 ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами
и материалами 3-4года «Зима» ООО «Учитель»
11. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 4-5 лет « Лето», «Осень», «Весна», «Зима» ООО «Учитель»
12. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 6-7лет « Осень», «Зима», «Лето» ООО «Учитель»
13. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 5- 6лет « Осень», «Зима», «Лето» ООО «Учитель»
14. Выпуск 1./ Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2021.-240с. (Библиотека
журнала дошкольная педагогика).
15. Выпуск 2. /Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2017.-240с. (Библиотека
журнала дошкольная педагогика
Интернет-ресурсы
1. Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего
дошкольного возраста Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/25/sbornik-konspektov-nodopytno-eksperimentalnoy
2.

Простые опыты и эксперименты для дошкольников. Режим доступа https://www.center-sozvezdie.ru/journal/prostye-opyty-ieksperimenty-dlya-doshkolnikov.html

3. Лаборатория педагогического мастерства. Режим доступа http://nsportal.ru, http://www.moi- tsad.ru,
4. Издательство дом.1сентября.Режим доступа http://www.1september.ru,
38

5. Педагогический мир. Режим доступа http://www.pedmir.ru, http://www.edu.ru,
6.Всероссийский образовательный «Портал педагога».Режим доступа https://portalpedagoga.ru,
7.Образовательная социальная сеть. Режим доступа https://nsportal.ru/,
8.Учебно- методический кабинет. Режим доступа .http://ped-kopilka.ru.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».