ДООП Почемучка 4-5 лет

Содержание
№
раздела
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Название раздела

Стр.

Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание программы
Учебный (тематический) план
Содержание (учебного) тематического плана
Календарный учебный график
Формы организации образовательного процесса и контроля
Список литературы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение

3
8
9
9
11
14
14
16
17
22
22
23
23

2

1. Пояснительная записка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению
самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому
уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает выпускнику ДОУ обладать такими качествами как:
любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость
наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только
исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного
познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и
накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные
представления о различных сторонах окружающего мира.
3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что
получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

3

Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

3.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 г № 963-Д «О внесении изменений
в Приказ Министерства и молодежной политики от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»
4.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629)
5.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в
методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 15.07.2022 №648-Д «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
8.

Устав МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок» (Протокол Общего собрания трудового коллектива №98 от 25.11.2022 г.)

9.

Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах в ДОУ от 18.09.2023г. № 80.
Новизна и отличительные особенности настоящей программы

Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий
эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется,
4

проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и
носят пробный характер.
Кроме того, экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования,
являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все
познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую
личность
-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания,
добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и
обучению методам самостоятельного добывания знаний
-в создании специально организованной предметно-развивающей среды
Актуальность
данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках
дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей
профессиональной деятельности в области науки и техники.
В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство,
взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.
В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем
самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе
экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения
решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом

5

ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с
целью более полного их познания и освоения.
Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Педагогическая целесообразность: состоит в необходимости воспитания творческой личности способной к активному познанию
окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Умению добывать знания самому и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески.
Направленность программы
Данная программа носит естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью исследовательской
деятельности, познавательного развития дошкольников в современных условиях.

Адресат общеразвивающей программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 4-5лет
Число детей в группе:

минимальное - 7 чел, максимальное – 10 чел.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня. Их продолжительность
(20 минут);
Годовой объем программы - 36 уч. час.
Срок освоения программы – 9 месяцев (1 учебный год).
Уровень программы – стартовый.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
6

- 1 академический час

Репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр
учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
 репродуктивный (создание условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и
экспериментов).
Продуктивные методы:





частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на
пути решения проблемы)
исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
Познавательная форма:
беседы.

фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные

Продуктивная форма: совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая
деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
Виды занятий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Беседа.
Теоретическое занятие
Практическое занятие.
Опыты и эксперименты.
Открытое занятие.
Наблюдения и практические исследования на прогулках.
Аттестация по программе не предусмотрена.
Формы подведения результатов:
7

1.
2.
3.
4.

Беседа – опрос.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Открытое занятие.

Цель и задачи программы

1.1.

Цель программы: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую
экспериментальную деятельность с объектами окружающей среды, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

и

Задачи:
Воспитательные:






Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении
экспериментов.

Развивающие:





Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
Обучающие:




Расширять представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
8

2. Содержание программы

2.1. Учебный (тематический) план
№

Название раздела, тем.

п.п.

Количество часов
всего

теория
1

1.

Вводное занятие. Знакомство с
лабораторией .Инструктаж по ТБ

1

2

Знакомство с приборами
помощниками.

1

Раздел 1.

Формы контроля
практика
Беседа-опрос

1

Беседа-опрос

Тайны живой и не живой природы

3.

Экспериментирование с песком.

4

1

3

Беседа-опрос

4.

Экспериментирование с глиной.

3

1

2

Наблюдение

6

Удивительные секреты воздуха

4

1

3

Практическое занятие.

7

Вода - источник жизни на планете

4

1

3

Открытое занятие

8

Мир растений

2

1

1

Беседа-опрос

10

Мир насекомых

2

1

1

Презентация «Насекомые –
друзья растений»

Семена и плоды

2

1

1

«Коллекция семян»

9

Овощи и фрукты

3

1

2

Итого по разделу

24

8

16

Раздел 2. Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)

10

11.

Бумага

1

1

Практическое занятие

12

Ткань

1

1

Беседа-опрос

Дерево

1

1

Беседа-опрос

Итого по разделу

3

3

Раздел 3. Магнетизм
15.

Магнитная сила

3

3

Итого по разделу

3

3

Практическое занятие

Раздел 4. Что мы знаем о себе (организм человека).
16.

«Я - человек»

1

Беседа

Орган обоняния (нос)

1

1

Практическое занятие

Что умеют глаза

1

1

Практическое занятие

Итого по разделу

3

1

1

2

5. Раздел «Свет и зеркало»
Луч солнца

2

2
10

Практическое занятие

Зеркало

1

Итого по разделу

3

-

3

36

9

27

Всего:

1

Практическое занятие

2.2Содержание (учебного) тематического плана
Раздел

Раздел 1.

Название темы
Вводное занятие
«Знакомство
с лабораторией».

Теория
1.Беседа. Что такое лаборатория? Кто
такие учёные? Как делают открытия»

Практика
1.Превращение в учёных. Игры с
предметами –помощниками.

Знакомство с приборами –
помощниками.

2.Познакомить детей с приборами –
помощниками.

1. Рассматривание через лупу ствол
дерева (на прогулке).

«Песочная страна»

1.Познакомить детей со свойствами
природных материалов: песок, глина.
2.Взаимодействие песка, глины с водой.

1. Свойства сухого песка «
Слепить кулечки из сухого песка»
2. Свойства мокрого песка
«Пирожок пирожок испекли мы
сами»»
3.Сравнение сухого и мокрого песка.
4. Из чего состоит глина?
5.Пропускает ли глина воду.

1.Уточнить понятие детей о том, что
воздух это не невидимка, "Воздух не
виден в комнате. Чтобы его увидеть, его
надо поймать".
2. Расширять представления детей о
значимости воздуха в жизни человека.

1. «Этот удивительный воздух»
(свойства воздуха).
2. "Воздух не виден в комнате.
Чтобы его увидеть, его надо
поймать".
3. «Загадочные пузырьки».

«Тайны живой и не
Живой природы»

Воздух невидимка?

11

«Вода»

Мир растений.

Опыты с овощами

Мир насекомых

Раздел 2

1. Вода-волшебница»
-Формировать у детей знания о
значении воды в жизни человека;

1.Свойства воды
2.Что растворяется в воде?
«Горячая , холодная, тёплая »

1. Экскурсия в зимний сад.
Познакомить детей с зимним садом. Его
назначением.

Опыты по теме: Что нужно
растениям для роста?

1.Беседы об овощах, их роли в жизни
человека.

1.Беседа о насекомых.

Бумага

1.Рассматривание иллюстраций на
тему «Посадка и уборка овощей».

1.На прогулке. Рассматривание
муравья через лупу.

Эксперимент изучение свойств
бумаги
Рвётся, режется, мнётся, намокает.

Предметы с секретом
(свойства вещества и
материалов)
12

Древесина
Раздел 3.

1.Беседа «Из чего делают мебель».

Магнитная сила

Магнетизм.

1.«Я- человек»
2. «Орган обоняния.»(Нос)
3. «Что умеют глаза?»
Что мы знаем о себе (организм
человека).

1. Познакомиться с особенностями
работы носа. Определить по запаху
предметы.

Раздел 4.

Раздел 5.

Лучи солнца

Луч света

Что такое зеркало»

1.Эксперимент «Свойства
древесины».
1. « Волшебные магниты»
(притягивает, не притягивает).
2.«Как достать скрепку из воды не
замочив руки» (действие магнита
через стекло).
3. «Летающие бабочки » (действие
магнита через картон и бумагу).

1.Опыт «Солнце - источник тепла»
2. «Солнце - источник света»
3. Игра «Солнечные зайчики»

13

2.3. Календарный учебный график
Начало обучения: 01.09.
Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель

Календарный учебный график
М-ц

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Апрель Май

Кол-во
занятий

4

4

4

4

4

4

4

4

2.4. Формы организации образовательного процесса и контроля
1. Теоретическое групповое занятие.
2. Практическое групповое занятие.
Формы организации учебного занятия
1. Беседа.
2. Практическое занятие.
3. Тематические экскурсии - наблюдения.

14

4

Педагогические технологии:
1.
Личностно-ориентированная технология, которая помогает построить взаимодействие с детьми, выражающаяся в
сотрудничестве, взаимопомощи, уважении творческих интересов. Эта технология в решении воспитательных задач помогает
значительно расширить возможности ребенка сообразно его способностям, наклонностям: развивать интеллект детей и эмоциональное
восприятие ими действительности; гармонично развивать каждого воспитанника и развивать его личный потенциал.
2.
Игровые технологии. Обучение в форме игры получается интересным и занимательным. У детей формируется
воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает
ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет детям включаться в
коллективную исследовательскую деятельность и общение.
3.
Интерактивные технологии. Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это
специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением
(каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).
4.
Технологии проектной деятельности. Представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный
на взаимодействии педагога,воспитанника и родителя, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая
деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта, который можно
использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.
5. Здоровьесберегающие технологии. Это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на
сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет
двустороннюю направленность: - формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно
заботиться о своем здоровье; - организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.

15

2.5. Список литературы
1. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О.Откуда берётся ветер? Удивительные опыты с воздухом.Москва:Эксмо,2016.-96с.
2. Белько.Е .Весёлые научные опыты на свежем воздухе. ООО «Питер Пресс»
3. Белько.Е. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. ООО «Питер Пресс»
4. Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми
4-7лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2015.-80 с.
5..Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000 г., № 9
6.Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2012.-128с.
7. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 3-4года «Зима» ООО «Учитель»
8. Выпуск 1./ Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2021.-240с. (Библиотека журнала
дошкольная педагогика).
9. Выпуск 2. /Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2017.-240с. (Библиотека журнала
дошкольная педагогика

Интернет-ресурсы
1. Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста Режим
доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/25/sbornik-konspektov-nod-opytno-eksperimentalnoy

2. Простые опыты и эксперименты для дошкольников. Режим доступа https://www.center-sozvezdie.ru/journal/prostye-opyty-ieksperimenty-dlya-doshkolnikov.html

16

2.6 Планируемые результаты

Личностные
Сформирован интерес к экспериментированию.
Обладает организационно-волевыми качествами
личности (терпение, воля, самоконтроль).

Проявляет аккуратность, терпение, настойчивость в
исследовательской деятельности.

Метапредметные
Умеет поставить экспериментальную задачу
(проблему);
- выработке гипотезы, классификации и
систематизации;

Проявляет творческую активность в
проведении эксперимента – опыта; может
рассказать последовательность проведения
опыта.

Сформированы навыки продуктивного взаимодействия
обучающегося с другими детьми на основе совместной
познавательной деятельности.

Предметные
Знает названия способы применения
основного лабораторного
оборудования и вещества; важнейшие
понятия и свойства объектов
(веществ) в рамках содержательного
компонента программы; этапы
построения эксперимента; правила
безопасного проведения эксперимента
и поведения в лаборатории;
Знает физические явления, свойства
воздуха, воды, света, цвета, песка,
глины;
Проявляет поисковую активность и
умение извлекать в ходе ее
информацию об объекте исследования

Владеет исследовательскими
умениями и навыками проводить
экспериментальную деятельность под
руководством педагога.

17

Способы определения результативности
1.

Диагностирование.

2.

Продукты творческой деятельности детей.

3.

Беседа-опрос.

4.

Проектная деятельность.

5.

Участие в выставках, конкурсах, викторинах, семинарах.
Входной контроль: диагностическая карта развития детей
Итоговый контроль: диагностическая карта развития детей
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости детей, материал для диагностики детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Сертификаты участия детей в выставках, творческих конкурсах, дипломы за участие, дипломы победителей.
Оценка результативности освоения ДООП
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
Вводная диагностика – сентябрь.
Итоговая диагностика – май.

18

Диагностика уровня знаний и умений детей 4-5 лет
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
№ Ф.И. Ребёнка

Выделяет
отдельные
части и
характерные
признаки
предметов
(цвет, форма,
величина),
умеет
сравнивать и
группировать
их по этим
признакам.

Имеет
обобщенные
представления
о предметах и
явлениях,
устанавливает
простейшие
связи между
ними.

Выделяет
признаки
предметов
(цвет, форму,
величину,
вес).

Рассказывает о
материалах, из
которых сделаны
предметы, об их
свойствах и
качествах.
Объясняет
целесообразность
изготовления
предмета из
определенного
материала

Устанавливает
связь между
назначением и
строением,
назначением и
материалом
предметов.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

К.г.

К.г.

К.г.

19

К.г.

К.г.

Подбирать
предметы
по 1-2
качествам
(цвет,
размер,
материал и
т.п.).

Н.г. К.г.

Всего
баллов.

Средний
балл.

Н.г.

Н.г. К.г.

К.г.

Оценочный материал
Что изучается

Дидактические
игры, вопросы

Активно
знакомится со
свойствами
новых
окружающих
предметов,
стремится
экспериментир
овать

Наблюдение
упражнения за
поведением
ребенка во время
занятий и
в
свободной
деятельности

Задает вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?»,
«Откуда?»
т .п.
Уровень ипроиз-

Наблюдение
за
поведением
ребенка во время
занятий и вне

Содержание диагностического
задания
Педагог дает оценку в процессе
наблюдений за поведением ребенка
во время занятий, анализирует
детские вопросы

Критерии оценки
3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет
познавательную активность вне занятий.
2 балла - на занятиях задания педагога может выполнять
увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает;
вопросы задает редко.
1 балл- познавательной активности не проявляет.

Наблюдение
вольного внима- ребенком
ния, работоспо- время
собности
проведения
занятий.

Педагог дает оценку в процессе
наблюдений за поведением ребенка
во время занятий, анализирует
детские вопросы

3 балла - часто
1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на
2 балла – редко
занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься
видом деятельности; вопросы практически не задает.
1каким-либо
балл - никогда

за Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.
во наблюдений за деятельностью ребенка
2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание,
во время занятий
начинает отвлекаться во второй половине занятия.
1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности

Сравнивает
сходные по
внешнему виду
предметы

Наблюдение
за Педагог дает оценку в процессе
поведением
наблюдений за деятельностью ребенка
ребенка во время во время занятий
занятий и вне
занятия.

3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием,
правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или
со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием

Умение
детей
выполнять
задание
в
соответствии
с
инструкцией
взрослого

Наблюдения
за Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет
деятельностью
наблюдений за деятельностью ребенка задание в соответствии с ней.
детей во время во время занятий
2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется
занятий
выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение,
разъяснение.
1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.

Сопоставляет
факты пытается
сделать выводы
из рассуждений.

Наблюдение
за
поведением
ребенка во время
занятий и вне
занятия.

Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием,
наблюдений за поведением ребенка во правильно отвечает на вопросы.
время занятий, анализирует детские
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или
вопросы
со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием

Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.

21

3. Условия реализации программы
3.1 Материально-техническое обеспечение
п/п

1

2

3

Вид помещений
социально-бытового
и иного назначения
Экспериментальноисследовательская
лаборатория
«Почемучка»
Материалы,
находящиеся в
экспериментально
исследовательской
лаборатории
Основное
оборудование

Наименование оборудования,
ТСО

Количество

Шкаф для оборудования
Шкаф с мойкой
Песочный стол с подсветкой

3
1
1

По разделам: «Песок и вода», «Бумага»,
«Стекло», «Резина»

Приборы помощники: увеличительные стёкла;
Весы;
Компас;
Микроскоп;
Магниты
Песочные часы
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, семена, спил, листья
деревьев, птичьи перья, шишки.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
пробки, пуговицы, нитки,
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди ,винтики, шурупы, детали
конструктора
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные
ложечки, груши, салфетки, вата
22

10
3
6
2
10
6

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, ленты, мука, соль, сахар, цветные
и прозрачные стёкла, свечи, сито, пилка для ногтей, косточки
Дополнительное оборудование: клеёнчатые фартуки, шапочки, полотенца,
салфетки, контейнеры, разные по форме и величине стаканчики, воронки.
4

Зимний сад

5.

Зимний сад, комната
ИЗО

Комнатные растения:
Макет ёжика
Клетка с птицей
Ноутбук
Принтер
Интерактивная доска

31
1
1
1
1
1

3.2. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Образование: среднее профессиональное (педагогическое) – специализация «Дошкольное образование», 2013г.
Педагог имеет профессиональную переподготовку по квалификации «Педагог дополнительного образования», 2018 г.
3.3. Методическое обеспечение
1.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.:
АРКТИ, 2004 г.-64с.
2.
Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. –ТЦ Сфера,2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3.
Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми с 4 – 7лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ,2015.-80 с.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».