ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ -2024

2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
ДО – дошкольное образование
ОП ДО – Образовательная программа дошкольного образования
ФОП ДО – Федеральная образовательная программа дошкольного образования
ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение
РППС- развивающая предметно-пространственная среда
КРР – коррекционно-развивающая работа
НОО – начальное общее образование
ООП – особые образовательные потребности
ИКТ - информационно-коммуникационные технологии
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
УМК - учебно-методический комплекс
ФГОС ДО - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ №1155 от 17.10.2013г.)

2

3

Содержание
№пп

Наименование раздела, подраздела

№ стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Целевой раздел Программы воспитания

5

2.1.

Цели и задачи воспитания

5

2.2.

Направления воспитания

6

2.3.

Целевые ориентиры воспитания

8

Содержательный раздел Программы воспитания

11

3.1.

Цель и смысл деятельности ДОУ, миссия

12

3.2.

Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ

14

3.3.

Воспитывающая среда образовательной организации.

16

3.4.

Общности образовательной организации

17

3.5.

19

3.6.

Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая
уклада
Задачи воспитания в образовательных областях

3.7.

Формы совместной деятельности в образовательной организации

23

3.8.

События образовательной организации

30

3.9.

Организация предметно-пространственной среды

31

3.10.

Социокультурный контекст

32

3.11.

Деятельности и культурные практики в ДОУ

33

3.12.

Планируемые результаты освоения Программы воспитания

34

3.13.

Кадровое обеспечение

34

3.14.

Нормативно-методическое обеспечение

36

3.15.

Календарный план воспитательной работы

38

3.

20

3

4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
1. Пояснительная записка
1) Программа воспитания основана на воплощении национального воспитательного идеала,
который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о
человеке.
2) Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде <9>. Пункт 2 статьи 2 Федерального закона
от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 31, ст. 5063).
3) Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры,
формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие
в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны,
укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в
духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России <10>. Пункт
4 Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9
ноября 2022 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 7977).
4) Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России <11>.Пункт 5 Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 46, ст. 7977).
5) Вся система ценностей российского народа находит отражение в содержании
воспитательной работы ДОО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
6) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
7) Ценности милосердие, жизнь, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания
8) Ценности человек, семья, дружба, сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.

4

5

9) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
10) Ценности жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
11) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания.
12) Ценности культура и красота лежат в основе эстетического направления воспитания.
13) Целевые ориентиры воспитания следует рассматривать как возрастные характеристики
возможных достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника ДОО и с
традиционными ценностями российского общества.
14) С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок, в
программе воспитания находит отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных
отношений. Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство ДОО с
другими учреждениями образования и культуры (музеи, театры, библиотеки, и другое), в том
числе системой дополнительного образования детей.
15) Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
16) Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в ДОО.
2. Целевой раздел Программы воспитания.
2.1. Цели и задачи воспитания.
Общая цель воспитания в ДОО - личностное развитие каждого ребенка с учетом его
индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе
традиционных ценностей российского общества, что предполагает:
1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2) формирование ценностного отношения к
социокультурному), другим людям, самому себе;

окружающему миру (природному и

3) становление первичного опыта деятельности и поведения
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.

в

соответствии

с

Общие задачи воспитания в ДОУ:
1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о
добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его
5

6

готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования
и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.
2.2. Направления воспитания.
Патриотическое направление воспитания.
1) Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка
личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца
(созидателя), ответственного за будущее своей страны.
2) Ценности - Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств,
интереса, чувства любви и уважения к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения
принадлежности к своему народу.
3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как
нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа
жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование "патриотизма
наследника", испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье,
стране и вере); "патриотизма защитника", стремящегося сохранить это наследие (предполагает
развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);
"патриотизма созидателя и творца", устремленного в будущее, уверенного в благополучии и
процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные,
например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем - на
развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
Духовно-нравственное направление воспитания.
1) Цель духовно-нравственного направления воспитания - формирование способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному
поведению.
2) Ценности - жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно-нравственного направления
воспитания.
3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием
которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном
аспектах.
Социальное направление воспитания.

6

7

1) Цель социального направления воспитания - формирование ценностного отношения детей
к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими
людьми.
2) Ценности - семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура
поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются
ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения.
Познавательное направление воспитания.
1) Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.
2) Ценность - познание лежит в основе познавательного направления воспитания.
3) В ДОУ проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное
воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание
добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной
картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к
миру, людям, природе, деятельности человека.
Физическое и оздоровительное направление воспитания.
1) Цель физического и оздоровительного воспитания - формирование ценностного
отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками
и правилами безопасности.
2) Ценности - жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и
укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной
7

8

ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия
человека.
Трудовое направление воспитания.
1) Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду,
трудолюбию и приобщение ребенка к труду.
2) Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания.
3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Эстетическое направление воспитания.
1) Цель эстетического направления воспитания - способствовать становлению у ребёнка
ценностного отношения к красоте.
2) Ценности - культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания.
3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в
окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и
умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих
внутреннего мира ребёнка. Искусство делает ребёнка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный
мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.
2.3. Целевые ориентиры воспитания.
1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития
ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как
обобщенные "портреты" ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
2) В соответствии с ФГОС ДО оценка результатов воспитательной работы не
осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного
образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Таблица 4
Направление
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому

8

9

Духовно
нравственное

Жизнь, милосердие, Способный понять и принять, что такое
добро
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.

Социальное

Человек,
семья, Испытывающий чувство удовольствия в
дружба,
случае одобрения и чувство огорчения в
сотрудничество
случае неодобрения со стороны взрослых.
Проявляющий интерес к другим детям и
способный бесконфликтно играть рядом с
ними.
Проявляющий позицию «Я сам!». Способный
к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении.

Познавательное

Познание

Проявляющий интерес к окружающему миру.
Любознательный, активный в поведении и
деятельности.

Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное

Понимающий ценность жизни и здоровья,
владеющий
основными
способами
укрепления здоровья – физическая культура,
закаливание, утренняя гимнастика, личная
гигиена, безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.

Трудовое

Труд

Поддерживающий элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в доступных
трудовых
действиях.
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности в самообслуживании, в
быту, в игровой и других видах деятельности
(конструирование, лепка, художественный
труд, детский дизайн и другое).

Эстетическое

Культура и красота Проявляющий эмоциональную отзывчивость
на красоту в окружающем мире и искусстве.
Способный к творческой деятельности
(изобразительной,
декоративнооформительской,
музыкальной,

9

10

словесноречевой,
другое).

театрализованной

и

Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы.
Таблица 5
Направления
воспитания

Ценности

Целевые ориентиры

Патриотическое

Родина, природа

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране - России,
испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям.

Духовно
нравственное

Жизнь, милосердие, Различающий основные проявления добра и
добро
зла,
принимающий
и
уважающий
традиционные ценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний, способный
к сочувствию и заботе, к нравственному
поступку.
Способный не оставаться равнодушным к
чужому
горю,
проявлять
заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные
и
положительные
человеческие качества, иногда прибегая к
помощи взрослого в ситуациях морального
выбора.

Социальное

Человек,
семья, Проявляющий ответственность за свои
дружба,
действия и поведение; принимающий и
сотрудничество
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный
и
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
способный взаимодействовать со взрослыми
и сверстниками на основе общих интересов и
дел.

Познавательное

Познание

Любознательный,
наблюдательный,
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании.

10

11

Обладающий первичной картиной мира на
основе традиционных ценностей.
Физическое
и Здоровье, жизнь
оздоровительное

Понимающий ценность жизни, владеющий
основными способами укрепления здоровья занятия физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной
гигиены и безопасного поведения и другое;
стремящийся к сбережению и укреплению
собственного
здоровья
и
здоровья
окружающих.
Проявляющий
интерес
к
физическим
упражнениям
и
подвижным
играм,
стремление к личной и командной победе,
нравственные и волевые качества.
Демонстрирующий
потребность
в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых видах
спорта и активного отдыха.

Трудовое

Труд

Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при выполнении
поручений
и
в
самостоятельной
деятельности.

Эстетическое

Культура и красота Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению прекрасного в
продуктивных видах деятельности.

3. Содержательный раздел Программы воспитания
Уклад образовательной организации.
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни ДОУ, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детсковзрослых общностей в пространстве дошкольного образования.
Уклад ДОУ - это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных
отношений: руководителей, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала,
воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения
ДОУ.

11

12

3.1. Цель и смысл деятельности ДОУ, миссия
Коллектив детского сада стремится превратить наше учреждение в действительно
прекрасное образовательное заведение, а это значит:
-детский сад - Дворец для детей, раскрывающий многогранный мир ребенка;
-дошкольное учреждение - начальный этап социального института образования, который
старается удовлетворить все потребности ребенка, учитывая его индивидуальность и создавая для
этого

целый

спектр

гуманистических,

валеологических,

нравственно-эстетических

и

организационно-педагогических условий;
- детский сад учитывает особенности взглядов родителей на желаемое будущее своих детей и
ориентирует их на конструктивно-партнерское взаимодействие с детьми и всеми участниками
образовательного процесса;
-детский сад создает творческую атмосферу для всех участников воспитательного процесса и
помогает их профессиональному росту и развитию творческих способностей.
Педагогический коллектив имеет свои традиции, которые положительно влияют на
психоэмоциональное самочувствие ребенка, укрепляют чувство собственного достоинства и
обеспечивают право на свободу мысли детей:


обязанность каждого члена коллектива – каждый день для ребенка сделать счастливым;



растить индивидуальность с собственным интересом;



развивать осознанность своего «Я» каждого воспитанника и собственное «Я»
воспитателя, сохранить его;



каждый новый день- день открытий и исследований, день познания окружающего мира;



прожитый день не стояли на месте – только вперед и все вместе;



знаешь сам - поделись с другим (самообразование).



педагог – пример для подражания ребенка:

Уклад ДОУ обеспечивает формирование социокультурного воспитательного
пространства при соблюдении условий ее реализации, включающих:
- обеспечение воспитывающей личностно развивающей предметно - пространственной
среды;
- оказание психолого-педагогической помощи, консультирование и поддержка родителей
(законных представителей) по вопросам воспитания;
- создание уклада ДОУ, отражающего сформированность в ней готовности всех участников
образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить

12

13

наиболее ценные для нее воспитательно- значимые виды совместной деятельности.
- уклад ДОУ направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня
ДО на уровень НОО;
- современный уровень материально-технического обеспечения Программы воспитания,
обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
- наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к
достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
- учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДОО строится на следующих принципах:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребёнкa;
• соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета
безопасности ребенка;
• создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических
работников; системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
Программа воспитания ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного
города и района, природного, социального и рукотворного мира. Поликультурное воспитание
дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников.
Дети знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных
культур, представителями которых являются участники образовательного процесса. На этапе
дошкольного детства очень важно, чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел
взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.
В системе развивающего обучения важную роль играет культурная среда – то
пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой

13

14

личностный потенциал.
Уклад в нашем детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей,
родителей и педагогов. Традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива,
способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие
событий и выбирать способы действия. Традиции и события наполняют ежедневную жизнь
детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения,
коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
3.2. Традиции и ритуалы, особые нормы этикета в ДОУ
Педагогический коллектив имеет свои традиции, которые положительно влияют на
психоэмоциональное самочувствие ребенка, укрепляют чувство собственного достоинства и
обеспечивают право на свободу мысли детей:
• обязанность каждого члена коллектива – каждый день для ребенка сделать счастливым;
• растить индивидуальность с собственным интересом;
• развивать осознанность своего «Я» каждого воспитанника и собственное «Я» воспитателя,
сохранить его;
• каждый новый день- день открытий и исследований, день познания окружающего мира;
• прожитый день не стояли на месте – только вперед и все вместе;
• знаешь сам - поделись с другим (самообразование).
• педагог – пример для подражания ребенка:
Важными традициями ДОУ в аспекте социокультурной ситуации развития являются:
- знакомство с народными играми;
- приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе,
декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов;
- приобщение к истокам культуры;
- знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города и его
окрестностей.
В ДОУ существует немало традиций. Ежегодно воспитатели, дети и родители принимают
активное участие в подготовке и праздновании Дня знаний, Осенние утренники, Дня матери,
Нового года, День защитника Отечества, Международного женского дня, Дня Победы, День
музеев, День защиты детей. Доброй традицией стало празднование Новоселья в группах. Так как
14

15

детский сад имеет свою особенность: каждая группа закреплена за определенным возрастом.
Считаем, что это имеет свои положительные стороны:
- дети в течение всего времени пребывания в ДОУ имеют возможность побывать во всех
группах, каждая из которых уникальна по своему оформлению, эстетическому образу, имеющая
свое приоритетное направление;
- у детей формируются коммуникативные способности, ведь каждый год ребенок общается с
разными воспитателями и таким образом, лучше адаптируется к школе, где учителей становится
гораздо больше;
-

уменьшается

количество

конфликтных

ситуаций

с

родителями

(законными

представителями);
Осуществляется преемственность между возрастными группами, педагоги передают детей в
другую возрастную группу, освещая на педагогическом совете категории детей, индивидуальные
особенности, дают рекомендации, делятся опытом работы.
В

ДОУ

существуют ежедневные традиции: воспитатель лично встречает родителей и

каждого ребенка. Здоровается с ними. Выражает радость по поводу того, что они пришли, говорит,
что прихода ребенка с нетерпением ждут другие дети.
Каждый день воспитатели применяют в своей работе инновационную технологию «Утренний
круг» — это начало дня, когда дети собираются вместе, чтобы порадоваться предстоящему дню,
поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня,
обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах. Именно на «утреннем круге»
зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о
совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы
(развивающий диалог).
В конце дня дети и воспитатель кратко подводят итог прожитого дня. «Вечерний круг»
проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов
прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои
поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению
слушать и понимать друг друга. Дети и воспитатель вспоминают прошедший день, все самое
хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к
детскому саду в целом. Обсуждаются актуальные проблемы и проблемные ситуации, если в

15

16

течение дня таковые возникали, педагог подводит детей к самостоятельному разрешению и
урегулированию проблемы, организовывает обсуждение планов реализации совместных дел
(проектов, мероприятий, событий и пр.), обращает внимание на детские работы, выполненные в
процессе самостоятельной деятельности, побуждает детей к дальнейшему совершенствованию
этих работ. Затем каждому ребенку предоставляется возможность сказать о себе что – либо
хорошее.
Количество групповых праздников самостоятельно определяется педагогами в зависимости
от

возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей, и по

необходимости, может быть сокращено и дополнено другими событиями.
Часть праздников заменена другими социально и личностно значимыми для участников
образовательных отношений событиями; период подготовки к каждому празднику определяется
педагогами, в соответствии с тематикой праздника, возрастными и индивидуальными
особенностями, потребностями и интересами детей.
3.3. Воспитывающая среда образовательной организации.
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами
воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными

характеристиками

воспитывающей

среды

являются

ее

насыщенность

и

структурированность.
Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитывающая среда ДОУ - это духовное, материальное (предметное), событийное и
информационное

наполнение

жизнедеятельности

личности,

создающее

условия

для

ее

самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала.
Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие для всего ДОУ,
событийные мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Межвозрастное
взаимодействие дошкольников способствует их взаимообучению и взаимовоспитанию.
Общение младших по возрасту ребят со старшими создает благоприятные условия для
формирования дружеских отношений, положительных эмоций, проявления уважения,
самостоятельности. Это дает больший воспитательный результат, чем прямое влияние педагога.
В ДОУ существует практика коллективного планирования, разработки и проведения
общих мероприятий.
В ДОУ существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают

16

17

консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим
коллегам в организации воспитательных мероприятий.
Детская художественная литература и народное творчество рассматриваются педагогами
ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении искусства,
обеспечивающих развитие общечеловеческими и национальными ценностными установками.
рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в
воспитательном отношении искусства, обеспечивающих развитие общечеловеческими и
национальными ценностными установками.
Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и
культуре

своей

Отчизны

и

своего

родного

края

являются

использование

Музея

образовательного учреждения.
Музейная педагогика рассматривается нами как ценность, обладающая исторической и
художественной значимостью. В детском саду организовано единое с родителями образовательное
пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных
воспитательных задач.
Информационное наполнение осуществляется посредством личного общения, а также
информационные стенды, социальные сети, официальный сайт ДОУ.
Воспитывающая среда ДОУ является насыщенной и структурированной.
3.4. Общности образовательной организации.
В целях эффективности воспитательной деятельности в ДОУ организована работа
следующих общностей (сообществ):
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОУ. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
К профессиональным общностям в ДОУ относятся:
- педагогический совет;
- творческая группа;
- психолого-педагогический консилиум.
Педагоги – участники общности, придерживаются следующих принципов:
− быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных

17

18

ориентиров, норм общения и поведения;
− мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
− поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми
внутри группы сверстников принимала общественную направленность;
− заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе
чувства доброжелательности;
− содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к
заболевшему товарищу;
− воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников

(организованность,

общительность,

отзывчивость,

щедрость,

доброжелательность и пр.);
− учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали
бы и объединяли ребят;
− воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОУ и всех
взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели
развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОУ.
Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОУ. Без совместного обсуждения
воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем
создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и
воспитания.
К профессионально-родительским общностям в ДОУ относятся:
- Управляющий совет;
- Совет родителей,
- родительское собрание.
Детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку,
наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят

18

19

взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и
каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных
задач.
К детско-взрослой общности в ДОУ относятся: «ЮИД»; патриотический отряд детей
старшего дошкольного возраста группы «Сказка» .
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда,
когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои
желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том
или ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и
друг другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать
поставленной цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности. В
детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими, так
и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и
приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать вторитетом
и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе обладает
большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
3.5. Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

19

20

−педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
− улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
− педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
− педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
− тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
− уважительное отношение к личности воспитанника;
− умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
− умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
− уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
− умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не
торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
− умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
− умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
− знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
− соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
3.6. Задачи воспитания в образовательных областях.
1) Для проектирования содержания воспитательной работы
соотношения направления воспитания и образовательные области.

учитывается принцип

2) Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО:
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" соотносится
патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания;

с

Образовательная область "Познавательное развитие" соотносится с познавательным и
патриотическим направлениями воспитания;
Образовательная область "Речевое
эстетическим направлениями воспитания;

развитие"

соотносится

с

социальным

и

20

21

Образовательная область "Художественно-эстетическое
эстетическим направлением воспитания;
Образовательная область "Физическое
оздоровительным направлениями воспитания.

развитие"

развитие"

соотносится

с

соотносится

с

физическим

и

3) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Социальнокоммуникативное развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Родина", "Природа",
"Семья", "Человек", "Жизнь", "Милосердие", "Добро", "Дружба", "Сотрудничество", "Труд". Это
предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям),
соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным
и культурным традициям России;
содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и
зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;
воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности,
дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого
поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы;
поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;
формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и
труда других людей.
4) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Познавательное развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Человек", "Семья", "Познание", "Родина" и
"Природа", что предполагает:
воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для
человека, общества, страны;
приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной
страны, к культурному наследию народов России;
воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их
этнической принадлежности;
воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу,
гимну);

21

22

воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны,
приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
5) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Речевое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Культура", "Красота", что предполагает:
владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы
культурного поведения;
воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка,
стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
6) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Художественноэстетическое развитие" направлено на приобщение детей к ценностям "Красота", "Культура",
"Человек", "Природа", что предполагает:
воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным
объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к
произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными
особенностями);
приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам
мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей "Красота", "Природа",
"Культура";
становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для
гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка;
формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и
эмоционально-образного способов его освоения детьми;
создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого
ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации
и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
7) Решение задач воспитания в рамках образовательной области "Физическое развитие"
направлено на приобщение детей к ценностям "Жизнь", "Здоровье", что предполагает:
формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической
культуре;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению
гигиеническим нормам и правилами;
воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств.

22

23

3.7. Формы совместной деятельности в образовательной организации.
Работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения
ДОУ.
Ежегодно проводится День открытых дверей (для родителей и социальных партнеров)- 2 раза
в год: в начале учебного года (сентябрь-октябрь) с целью знакомства с образовательным
учреждением, группами, музеем, педагогами и специалистами, с условиями образования,
питанием и т.д.; в конце учебного года (апрель-май) с целью показа результатов деятельности
педагогического коллектива за прошедший учебный год (посещение открытых занятий и других
форм организации детской деятельности).
Основные формы сотрудничества
Таблица 6

1

Информационноознакомительные







Презентация ДОУ;
Эпизодические посещения родителями ДОУ;
Дни открытых дверей;
Выставки детских работ;
Фотовыставки.

2

Информационнопросветительские





Информационные стенды;
Папки-передвижки;
Мессенджеры и социальные сети

3

Информационноаналитические




Анкетирование;
Почтовый ящик;

4

Методические
мероприятия,
направленные
на
непрерывное образование
взрослых












Посещение семьи ребенка;
Беседы (индивидуальные, групповые)
Консультации;
Семинары-практикумы;
Родительские собрания;
Родительские конференции;
Ящик доверия;
Мастер-классы;
Тренинги;
Онлайн-консультации

5

Совместная деятельность
педагогов,
родителей,
детей

6

Формы









Совместные праздники, развлечения, досуги.
Семейные праздники
Семейный театр
Семейный абонемент
Проектная деятельность
Семейный календарь
Трудовой десант по благоустройству;

трудовой

23

24

деятельности



Трудовой десант во время ремонта детского
сада;
Примерное содержание работы с родителями

Ранний возраст
Примерные темы для обсуждения и дискуссий
1.
Обеспечение бесстрессовой адаптации ребенка к условиям детского сада.
2.
Закаливание детского организма.
Консультации
1.
Создание условий в семье для развития самостоятельности у ребенка раннего
возраста.
2.
Организация сотрудничества с ребенком раннего возраста.
3.
Организация здоровьесберегающего досуга для детей раннего возраста.
Деловые игры
1.
Обучение ребенка игровым действиям.
2.
Способы и приемы определения вредной для физического и психического здоровья
ребенка игрушки.
Практические занятия
1.
Развитие речи детей: приемы и техники, доступные родителям.
2.
Помощь ребенку в экстремальной ситуации.
3.
Современная разработка сценариев детских праздников.
4.
Как научить ребенка общению со сверстниками.
Обмен опытом.
1.
Поведение родителей в ситуации детских кризисов и непослушания.
2.
Создание условий в семье для раннего развития детей.
3.
Семейное чтение.
4.
Что делать, если ребенок отказывается есть (спать, одеваться и т.д.)
Младшая группа
Примерные темы для обсуждения и дискуссий
1.
Чему и как обучать ребенка четвертого года жизни.
2.
Развитие игровой деятельности у детей 3 лет.
3.
Основанные социальные потребности детей этого возраста.
4.
Социальная депривация и ее последствия для дальнейшего развития ребенка.
5.
Как определить вредную для физического и психического здоровья игрушку.
6.
Формы родительской любви. Понимание родительской ответственности.
7.
Профилактика зависимого поведения у детей.
Консультации
1.
Детская агрессивность: причины и ее преодоление.
2.
Средства физического воспитания в семье.
3.
Формы родительского отвержения и психологические последствия для детей.
4.
Обучение второму языку.
5.
Профилактика невротических реакций у детей.
6.
Создание домашних условий для развития самостоятельности у детей.
Деловые игры

24

25

1.
2.

Чего боятся дети. Средства преодоления детских страхов.
Чем занять ребенка дома.

Средняя группа
Примерные темы для обсуждения и дискуссий
1.
Особенности взаимодействия родителей с детьми в разные периоды их развития.
2.
Социальная роль матери в семье.
3.
Как правильно использовать компьютерные и телевизионные игры в воспитании
детей.
4.
Любовь в семье как моральная ценность.
5.
Использование сказок и народного творчества в развитии творческих способностей
детей.
Консультации
1.
Социальная роль отца – функция социального контроля.
2.
Отклонение эмоциональной сферы: страхи у детей.
3.
Роль игровой деятельности в развитии дошкольника.
4.
Тревожность как причина нарушения психического состояния у детей.
5.
Агрессия как способ поведения. Формы проявления агрессивного поведения у
дошкольников.
Деловые игры
1.
Полезные и вредные привычки.
2.
Негативные привычки у детей, профилактика и пути преодоления.
3.
Развитие творческих способностей детей в условиях семьи.
4.
Какой должна быть похвала
Практические занятия
1.
Как привлечь детей этого возраста к сотрудничеству.
2.
Общение как основной фактор воспитания в семье.
3.
Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и
пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.
4.
Конструктивные формы общения с детьми.
Обмен опытом
1.
Совместная досуговая деятельность детей и взрослых в семье.
2.
Ребенок дома: организация игры.
3.
Охрана и укрепление здоровья, воспитания потребности в здоровом образе жизни.
4.
Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи.
5.
Семейные традиции в воспитании детей.
Старшая группа
Примерные темы для обсуждения и дискуссий
1.
Мы и ребенок: наши цели, желания, ошибки.
2.
Современная игрушка и современная игровая цивилизация. Полезные и вредные
игрушки: как их различать.
3.
Улыбки и смех, их значение в процессах саморегуляции.
4.
Какое место в семейном воспитании ребенка 5 лет принадлежит книге.
Консультации
1.
Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста.

25

26

2.
3.

Как правильно развивать творческий потенциал ребенка.
К каким случаям применимо правило семейного общения «Не играй в друзей»

Деловые игры
1.
Решение проблемных педагогических ситуаций в области семейного воспитания.
2.
Игра-тест «заверши предложение»
3.
Формы отказа ребенку.
4.
Придумываем игры и развлечения для дошкольников.
5.
Создание сценариев детских праздников.
Практические занятия
1.
Составление психологического портрета своего ребенка.
2.
Выявление склонений, интересов, способностей своего ребенка.
3.
Способы контроля над собственным гневом. Варианты поведения родителей при
переживании ребенком их агрессивной реакции.
4.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.
5.
Как научить ребенка правилам поведения в экстремальных ситуациях.
6.
Способы закаливания детского организма и профилактика заболеваний
7.
Комплекс антиагрессовой гимнастики для взрослых.
Обмен опытом
1.
Труд и творчество, творчество и труд.
2.
Воспитание в семье детей разного типа.
3.
Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста.
Подготовительная группа
Примерные темы для обсуждения и дискуссий
1.
Особенности взаимодействия с ребенком в период кризиса 7 лет.
2.
Роль семьи в подготовке дошкольников к школе. Организация условий в семье для
развития у ребенка познавательной мотивации.
3.
Формирование информационной культуры и информационного кругозора у детей
старшего дошкольного возраста.
4.
Создание в семье развивающей среды для раскрытия творческого потенциала детей.
Консультации
1.
Отклонение поведения (негативизм, каприз, протест, бунт, упрямство, лень) у детей
6-7 лет: причины и пути преодоления.
2.
Какие игры можно использовать при подготовке ребенка к школе.
3.
Предупреждение детско-родительских конфликтов.
4.
Дети и компьютер: «за» и «против»
Деловые игры
1.
Мой ребенок: сегодня и завтра.
2.
Поведение родителей в ситуации девиантного поведения детей (ложь, воровство,
брань, сквернословие, драки, злоупотребление благосклонностью родителей).
3.
Техники конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми.
4.
Типы родительской любви.
Практические занятия
1.
Простейшие приемы саморегуляции.

26

27

2.

Прогнозирование причин трудностей будущего первоклассника.

Обмен опытом
1.
Способы укрепления психического здоровья.
2.
Способы создания и поддерживания благоприятного психологического климата в
семье.
3.
Предупреждение детско-родительских конфликтов.
4.
Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения. Способы защиты от стресса.
Ожидаемые результаты взаимодействия ДОУ с родителями.
- Активизация и вовлечение родительской аудитории в профилактическую
деятельность;
- повышение воспитательного потенциала семьи;
- создание банка данных для генерирования и отбора творческих идей по пропаганде
здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений в семье.
В итоге и в перспективе: результаты реализации программных мероприятий
выражаются в улучшении показателей физического и психологического здоровья детей
(показатели заболеваемости и показатели развития), в улучшении социальной обстановки
(снижение уровня конфликтности в семейных отношениях).
Пособия для занятий с ребенком дома
Педагоги ДОУ поддерживают образовательную деятельность домашними
занятиями, рекомендуя родителям соответствующие пособия из серии «Школа семи
гномов». Пособия способствую развитию совместного общения взрослого и ребенка,
стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская
страничка,
представленная
в каждом пособии, способствуют повышению педагогической
образованности родителей.
Пособия способствуют развитию совместного общения взрослого и ребенка,
стимулируют понимание родителями своих детей. Родительская страничка, представленная
в каждом пособии, способствует повышению педагогической образованности родителей.
Первый год
Прибаутки для малютки
Цветные картинки
Мои любимые игрушки
Что такое звучит?
Кто что делает?
Моя первая книжка
Второй год
Это чей голос?
Большой, маленький
Пластилиновый снежок
Весёлый, грустный
Мой дом
В деревне и на даче
Рисуем пальчиками
Прогулки по городу
Форма, цвет
Чей это хвостик?

Третий год
Один, много
Какие бывают профессии
Кто где живет?
Цвет, форма
Пластилиновые картинки
Времена года
На лесной полянке
Рисуем пальчиками
Домашние питомцы
Азбука для малышей
Умная вырезалочка
Что такое хорошо?
Пятый год
Счет, форма, величина
Логика, мышление
Прописи для малышей
Время, пространство

27

28

Мой первый словарик
Кто это, что это?
Четвертый год
Счет, форма, величина
Логика, мышление
Прописи для малышей
Время, пространство
Уроки грамоты
Какие бывают машины?
Какие бывают профессии
Я не буду жадным
Я считаю до пяти
Развитие речи
Я изучаю природу
Что лежит в лукошке?
Котик- коток
А это какого цвета?
Квадратик и кружок
Сложи картинку
День ночь
Весёлый хоровод

Уроки грамоты
Что из чего?
Расписная игрушка
Быстрее, выше, сильнее
Куда ушли динозавры
Развитие речи
Кто самый, самый?
Малышам о звездах и планетах
Шестой год
Счет, форма, величина
Логика, мышление
Дошкольные прописи
Время, пространство
Уроки грамоты
Защитники Отечества
Московский Кремль
Как перейти дорогу
Я вырасту здоровым
Развитие речи
Тайны природы
География для малышей

Седьмой год
Счет, форма, величина
Логика, мышление
Дошкольные прописи
Время, пространство
Уроки грамоты
Уроки этики
Как жили наши предки
Народы мира
Где живут предлоги
Чтение с увлечением
Экология для малышей
Тесты для подготовки к школе
Фрагмент материала для работы с родителями
(автор материала Юлия Луговская)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Пускать солнечных зайчиков.
Наблюдать, как прорастают семена.
Вместе скатиться с высокой ледяной горки.
Принести с мороза и поставить в воду ветку.
Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
Смотреть на звёзды.
Заштриховать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
Трясти карандаш так, чтобы создавалась иллюзия, будто он гибкий.
Дырявить льдинки под струёй воды.
Приготовить жженый сахар в ложке.

28

29

Вырезать гирлянды бумажных человечков.
Показать театр теней.
Пускать круги по воде, бросая камушки.
Рисовать мультфильм на краях бумаги.
Устроить жилище в коробке от холодильника.
Плести венки.
Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
Писать под копирку.
Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
Слушание птиц.
Пускать щепки по течению, рыть канавы и делать запруды.
Построить шалаш.
Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней, и устаивать листопад
(снегопад, дождик)
25.
Наблюдать восход и закат.
26.
Любоваться лунной дорожкой.
27.
Смотреть на облака и придумывать на что они похожи.
28.
Сделать флюгер и ловушку для ветра.
29.
Светить в темноте фонариком.
30.
Сделать осьминогов из одуванчика и куколок из шиповника.
31.
Сходить на рыбалку.
32.
Оставлять отпечатки тела на снегу.
33.
Кормить птиц.
34.
Сделать секретики.
35.
Строить дом из мебели.
36.
Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
37.
Запустить воздушного змея.
38.
Крутить ребенка за руки.
39.
Построить замок из песка и закапываться в песок.
40.
Сидеть в темноте, при свечах.
41.
Во время купания в душе делать маленьких чертиков из намыленных волос.
42.
Дуть в пустую бутылку.
43.
Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
44.
Издавать победный крик команчей.
45.
Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
46.
Прыгнуть в центр лужи.
47.
Делать записи молоком.
48.
Устроить бурю в стакане.
49.
Закопать сокровище в тарелке с кашей.
50.
Объясняться знаками.
51.
Сделать носики из крылаток клёна, ордена из репейника, сережки из черешен
(вишен).
52.
Дуть на пушинку.
53.
Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать её на вкус.
54.
Есть заячью капусту, сосать смолу, пить с дерева березовый сок. И кленовый
сироп, жевать травинки.
55.
Выдавливать формочками печенье.
56.
Нанизывать ягоды на травинку.
57.
Играть в циклопов и других мифологических персонажей.
58.
Петь хором.
59.
Починить любимую игрушку.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

29

30

60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

Пускать мыльные пузыри.
Наряжать ёлку.
Свистеть через стручок акации.
Смастерить кукольный домик.
Залезть на дерево.
Играть в привидений.
Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
Говорить о мечтах.
Стучать в самодельный барабан.
Выпустить в небо воздушный шар.
Организовать детский праздник.
Смотреть на мир через цветные стёклышки.
Рисовать на запотевшем стекле.
Прыгать в кучи осенней листвы.
Начать обед с десерта.
Надеть на ребенка свою одежду.
3.8. События образовательной организации.

Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа,
общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий построено на целостном годовом цикле методической работы на
основе традиционных ценностей российского общества. Это помогает каждому педагогу
спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
Проекты воспитательной
«НАШЕ СЕЛО».
Праздничный календарь
образовательных событий.

направленности:

составляется

«ЧИТАЕМ.СМОТРИМ.РАССУЖДАЕМ»,

ежегодно

на

основе

утвержденного

Плана

Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой
организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ООП ДО, в рамках
которой возможно решение конкретных задач воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОУ.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в
ДОУ относится:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов
из личного опыта;

30

31

чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение
рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов,
презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских
поделок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение
спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
3.9. Организация предметно-пространственной среды.
Реализация
воспитательного
потенциала
предметно-пространственной
среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:


в каждой возрастной группе имеются патриотические уголки, где есть знаки и символы
государства, региона, населенного пункта и ДОО;



компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО: мини-музеи групп «Курочка Ряба» (группа
раннего возраста); мини-музей «Игрушки-забавы» (группа младшего возраста); мини-музей

«Лесная полянка» (группа среднего дошкольного возраста); мини-музей «Город мастеров»
(группа старшего дошкольного возраста); мини-музей «Село Кочневское» (группа старшего
дошкольного возраста). Они же являются и компонентами среды, предоставляющие ребенку
возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций
многонационального российского народа.
Эти мини-музеи и уголки ПРИРОДЫ в каждой группе представляют компоненты среды,
отражающие экологичность и природосообразность. Безопасность представлена в уголках
«Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Здоровое питание». Такие уголки есть в
каждой группе.
Компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта представлены в
уголках «Здоровье», «Физкультура», «Попрыгайка», которые так же сеть в каждой возрастной
группе.

31

32
Уголки активной зоны деятельности в группах обеспечивают детям возможность общения, игры и
совместной деятельности: «Парикмахерская», «Больница», «Домашний уют», «Гараж», «

Вся среда ДОУ является гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для РППС ДОУ ориентируется на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
соответствуют
возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста и имеют
сертификаты, подтверждающие соответствие требованиям безопасности.
3.10. Социокультурный контекст
В рамках социального партнерства с Кочневской сельской библиотекой (с.Кочневское)
разработан и реализуется совместный проект «ЧИТАЕМ.СМОТРИМ.РАСУЖДАЕМ»
Таблица 7
Наименование проекта
Вид

Участники
(учреждения)

Участники

Цель

Задачи

Концептуальные идеи

Актуальность

«ЧИТАЕМ. СМОТРИМ. РАССУЖДАЕМ»
По содержанию: практико – ориентированный.
(на социальные интересы и решение воспитательных задач).
По сфере деятельности: социальный
По сроку: долгосрочный
 МБУК БГО «Белоярская центральная районная
библиотека» Кочневская сельская библиотека-филиал
(далее – библиотека);
 МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок» (далее – ДОУ)
педагоги ДОУ, библиотекари,
воспитанники ДОУ (5-7 лет),
родители (законные представители),
члены семей воспитанников.
повышение эффективности и качества воспитания детей
старшего дошкольного возраста (воспитанников ДОУ)
посредством дополнительных воспитательных ресурсов
библиотек.
 содействие становлению первичных представлений о
базовых ценностях российского общества;
 формирование ценностного отношения к окружающему
миру, другим людям, самому себе;
 поддержка освоения первичного опыта деятельности и
поведения в соответствии с базовыми ценностями,
нормами и правилами российского общества.
1. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ на базовые национальные
ценности российского общества.
2. НАЦЕЛЕННОСТЬ на сохранение и развитие
человеческого капитала.
3. УКОРЕНЁННОСТЬ в духовных и культурно
исторических традициях многонационального народа
России.
4. ПОДДЕРЖКА семьи в воспитании детей.
5. УЧЁТ возрастных особенностей детей 5-7 лет.
Проект учитывает запрос государства, общества и семьи на

32

33

воспитание современного ребенка, поэтому в полной мере
позволяет обеспечить следующие качественные
характеристики воспитательного процесса.
Срок реализации

2 года (2022-2023 уч.г, 2023-2024уч.г)

Содержание воспитательной работы ориентировано на мотивированное осмысленное
освоение детьми системы ценностей. В течение срока реализации проекта
содержание
проектируется на основе всех ценностей, при этом в каждом месяце выделяется «ценностьдоминанта».
таблица 8
Сентябрь

«Познание»

Октябрь

«Труд»

Ноябрь

«Семья»

Декабрь

«Красота»

январь

«Здоровье»

Февраль

«Дружба»

Март

«Человек»

Апрель

«Природа»

Май

«Родина»

3.11. Деятельности и культурные практики в ДОУ
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
− предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает
ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с
родителями, воспитателями, сверстниками);
−

культурные

практики

(активная,

самостоятельная

апробация

каждым

ребенком

инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их
реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
− свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в
рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт
деятельности на основе усвоенных ценностей).

33

34

3.12. Планируемые результаты освоения Программы воспитания
Планируемые результаты освоения Программы воспитания конкретизируют требования
ФГОС ДО к целевым ориентирам (п.4.6. Стандарта), прогнозируются в соответствии с
возрастными, а также индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя
нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка. Поэтому результаты
достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде
обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. Основы личности
закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не получат своего
становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном развитии человека в
будущем.
На

уровне

воспитательной

дошкольного

работы

в

образования

соответствии

с

не

ФГОС

осуществляется
ДО,

так

как

оценка

результатов

«целевые

ориентиры

Образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в
том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей».
3.13. Кадровое обеспечение.
ссылка
https://12bel.tvoysadik.ru/upload/ts12bel_new/files/5c/c8/5cc860c9625573387e4665917c56f1f2.pdf
таблица 9
№пп.

ФИО

Кв.категория/
СЗД

Должность

Срок действия
КК/СЗД

Руководящие работники
1

Неволина Галина
Михайловна

Заведующий

СЗД

До 23.12.2024

2

Мугатабарова Фаузия

Зам.зав.по АХЧ

СЗД

До 15.01.2026

Медицинский работник
3

Файдрова Узалия
Минсадировна

Диетическая сестра

Высшая

Педагогические работники
4

Санатина Татьяна
Викторовна

Старший
воспитатель,
руководитель музея

Высшая

До 02.06.2025

5

Спицына Светлана

Педагог

Первая

До 27.12.2026
34

35

Николаевна

дополнительного
образования,
воспитатель

6

Дайнеко Ирина Васильевна

7
8

Высшая

До 02.06.2025

Музыкальный
руководитель

Высшая

До 29.12.2025

Лукьянова Татьяна
Николаевна

Воспитатель

Первая

До 31.05.2026

Терехина Мария Алексеевна

Учитель-логопед

Высшая

До 29.12.2025

Учитель-дефектолог Нет

-

Тьютор по
сопровождению
детей с ОВЗ

-

-

9

Конева Галина Сергеевна

Воспитатель

Высшая

До 26.12.2027

10

Кузьминых Анна Валерьевна

Инструктор по ФК

Первая

До 27.12.2026

Педагог-психолог

СЗД

До 01.09.2027

11

Кошкарева Наталья
Викторовна

Воспитатель

Высшая

До 02.06.2025

12

Муллаярова Татьяна
Фархулловна

Руководитель музея

Нет

До 02.06.2025

Воспитатель

Высшая

13

Габдрахманова Гузалия
Мусиновна

Воспитатель

Высшая

До 29.12.2025

14

Табанина Алёна Фаритовна

Педагог
дополнительного
образования

Первая

До 27.12.2026

Воспитатель

Первая

До 31.05.2026

15

Фархутдинова Гульчачак
Бариевна

Воспитатель

Первая

До 31.05.2026

16

Ковалева Мария Николаевна

Воспитатель

Нет

-

17

Мелехина Ирина
Владимировна

Воспитатель

Нет

-

35

36

Педагогические кадры
Таблица 10
Укомплектованность педагогическими, руководящими и иными работниками
Наименование категории
работников
Руководящие работники:
заведующий, зам.зав. по АХЧ
Медицинский
работник/диетическая сестра
Старший воспитатель
Воспитатель
Музыкальный руководитель
Инструктор по физической
культуре / педагог психолог
Учитель-логопед/ учительдефектолог
Итого:

человек

Внутренние
Внешний
совместители совместитель

2
*

1/1
1
11
1
1/1

*

1/1

*

18
Таблица11

Квалификация педагогических кадров
Соответствие
занимаемой
должности
Чел.
%к
общему
кол-ву
ПР
1
6

Первая
квалификационная
категория
Чел.
%к
общему
кол-ву
ПР
5
34

Высшая
квалификационная
категория
Чел.
%к
общему
кол-ву ПР
9

60

Педагогический ценз
Таблица 12
Высшее профильное образование
Чел.
4

% к общему кол-ву ПР
27

Среднее профессиональное
образование
Чел.
% к общему кол-ву ПР
1
73

Примечание: 87% педагогических работников имеют педагогическое образование по специальности
«дошкольное образование», 13% проходят профессиональную переквалификацию по направлению
«дошкольное образование»

3.14. Нормативно-методическое обеспечение.
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать практическое
руководство "Воспитателю о воспитании", представленное в открытом доступе в электронной
форме на платформе институтвоспитания.рф.
36

37

Требования к условиям работы с особыми категориями детей.
По своим основным задачам воспитательная работа в ДОУ не зависит от наличия
(отсутствия) у ребенка особых образовательных потребностей.
В основе процесса воспитания детей в ДОУ лежат традиционные ценности российского
общества. Необходимо создавать особые условия воспитания для отдельных категорий
обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: дети с инвалидностью, дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети из социально уязвимых групп (воспитанники
детских домов, дети из семей мигрантов, и так далее), одаренные дети и другие категории.
Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка
независимо от его особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную
социальную ситуацию развития.
Программа предполагает создание следующих условий, обеспечивающих достижение
целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей:
1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми
образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и
средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем
личного опыта детей особых категорий;
2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми
образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка, создание
условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения;
3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой
категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране
и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия;
4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и
статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей
ребенка; речь идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда
созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми
образовательными потребностями;

37

38

3.15. Календарный план воспитательной работы.
План является единым для ДОУ.
Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы в ДОО.
Январь:
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией
крупнейшего "лагеря смерти" Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками
регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
30 апреля День пожарной охраны
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;

38

39

9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
39

40

8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется
включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».