Положение о структуре, порядке разработки и утверждения ДООП.pdf

Общие положения
1.1. Положение о структуре, порядке и утверждении дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе (далее - Положение)
разработано в соответствии со следующими документами:
•
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее - Закон об образовании);
•
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
г. № 1726-р);
•
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации
по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016
№11);
•
Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 (далее - Порядок);
•
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки РФ от
18.11.2015 №09-3242);
•
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-03 "Об
образовании в Свердловской области";
•
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г.
№461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования
детей Свердловской области»;
•
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№503 ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
•
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области»;
•
Методические рекомендации по сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в информационной системе
персонифицированного дополнительного образования Свердловской области
ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 2019 г.,
•
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
СО, утвержденные приказом ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» от 27.01.2020 №
34-д.
•
Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
в
Белоярском ГО от 11.01.2021 №4.
1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и
оформлению, а также регламентирует порядок принятия и утверждения
2

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МАДОУ
«Детский сад №12 «Малышок».
1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее - ДООП) - комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий
и форм аттестации, который представлен в виде учебно- тематического плана,
содержания программы, а также оценочных и методических материалов.
1.4. ДООП
самостоятельно разрабатывается
и
утверждается
организацией (ч.5 ст.12 Закона об образовании).
1.5. Содержание ДООП и сроки обучения по ней определяются
образовательной программой, разработанной и утвержденной образовательной
организацией (ч.4 ст.75 Закона об образовании).
1.6. Освоение ДООП, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) программы, сопровождается
промежуточной и итоговой аттестацией учащихся, проводимой в формах,
определенных данной ДООП.
1.7. Сетевая
форма
реализации
ДООП
осуществляется
с
образовательными
организациями, учреждениями
культуры,
спорта,
молодежной политики, негосударственного сектора, с которыми совместно
заключается договор о сотрудничестве.
1.8. Образование по ДООП ведётся на русском языке.
Нормативная база, используемая образовательными организациями
при проектировании дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ
2.1. Основания для проектирования и реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
•
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее - Закон об образовании);
•
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014
г. № 1726-р);
•
Порядок организации
и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 (далее - Порядок);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы);
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 №
ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (Методические
2.

3

рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых
образовательных потребностей);
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
•
Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г.
№503ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
•
Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических
рекомендаций
«Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области».
3.
Основные характеристики общеразвивающей программы
3.1. ДООП должна быть построена на принципах конкретности, точности,
логичности, реальности, иметь официально-деловой стиль изложения с
использованием современной педагогической терминологии.
3.2. ДООП должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности
детей.
3.3. Согласно Концепции развития дополнительного образования детей,
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р), (далее
Концепция)
проектирование
и
реализация
дополнительных
общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
3.4. Занятия в объединениях могут проводится по ДООП различной
направленности:
- технической;
- естественнонаучной;
- физкультурно-спортивной;
- художественной;
- туристско-краеведческой;
- социально-гуманитарной.
4

3.5. Классификация ДООП
3.5.1. Виды ДООП:
- модифицированная программа - это программа, в основу которой
положена типовая (примерная) либо авторская программа и изменения с учётом
особенностей образовательного процесса, формирования групп учащихся и т.д.
Модифицированной её делают те изменения, которые вносит в исходную
программу педагог с учетом особенностей образовательного учреждения,
возраста и уровня подготовки учащихся и т.д., и которые не затрагивают
концептуальные основы организации образовательного процесса, традиционной
структуры занятий, присущих исходной программе, взятой за основу.
- адаптированная программа - программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
- авторская программа - это программа, обладающая актуальностью,
оригинальностью и обязательно новизной, полностью созданная педагогом (или
коллективом авторов) и принадлежащая ему (им) на правах интеллектуальной
собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые
вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным
темам. Авторская программа вначале может быть экспериментальной
программой, но обязательно требует документального доказательства новизны и
авторства.
3.5.2. По форме организации образовательного процесса ДООП могут
быть:
- комплексные;
- интегрированные;
- модульные.
3.5.3. По срокам реализации ДООП могут быть:
- краткосрочные (от нескольких месяцев до одного года);
- среднесрочные (от одного года до трёх лет);
- модульные.
4.
Требования к содержанию общеразвивающих программ
4.1. Согласно Концепции, содержание дополнительных образовательных
программ ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- удовлетворение
индивидуальных
потребностей
учащихся
в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим
творчеством;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания учащихся;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
5

укрепление здоровья учащихся.
5.
Структура общеразвивающей программы
5.1. Структура ДООП:
- титульный лист;
- оглавление;
- комплекс основных характеристик общеразвивающей программы;
- комплекс организационно-педагогических условий, включая формы
аттестации;
- список литературы;
- приложения.
5.2. Титульный лист включает:
- полное наименование образовательной организации;
- дату принятия ДООП на заседании педагогического совета с указанием
номера протокола;
- гриф утверждения ДООП директором образовательной организации с
указанием номера и даты приказа;
- название ДООП;
- возраст обучающихся по данной ДООП;
- срок реализации ДООП;
- ФИО, должность автора;
- населенный пункт и год разработки.
5.3. Комплекс основных характеристик:
5.3.1. Пояснительная записка включает:
- направленность общеразвивающей программы;
- актуальность ДООП: своевременность, современность, соответствие
потребностям времени. Соответствие ДООП нормативным правовым актам и
государственным программным документам. Обоснование соответствия целей,
содержания и образовательных результатов программы региональным
социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам,
потребностям и проблемам детей и их родителей или законных представителей;
- отличительные особенности ДООП:
характерные свойства,
отличающие программу от других, остальных; отличительные черты, основные
черты, основные идеи, на которых базируется программа;
- адресат ДООП: возраст и категория учащихся (краткая характеристика
обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические
характеристики), число детей, одновременно находящихся в группе (от 7 до 30-ти
человек);
- режим занятий: периодичность и продолжительность занятий;
- объем ДООП: общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения, необходимых для освоения программы (от 16 часов до 864
часов), продолжительность части ДООП (года обучения, модуля) по учебному
плану в часах (от 16 до 216 часов);
- срок освоения ДООП: определяется содержанием программы количество недель, месяцев, лет, необходимых для её освоения;
- уровень ДООП: содержание и материал ДООП (свыше одного года
6

обучения) должны быть организованы по принципу дифференциации в
соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания ДООП;
«Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких
форм организации материла, которые допускают освоение специализированных
знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления ДООП;
«Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации
материла,
обеспечивающих
доступ
к
сложным
(возможно
узкоспециализированным),
и
нетривиальным
разделам
в
рамках
содержательно-тематического направления ДООП. Также предполагает
углубленное изучение содержания ДООП и доступ к около профессиональным и
профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления
ДООП;
- формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая и т.п.;
- виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар,
лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое
занятие и др.;
- формы подведения результатов: беседа, семинар, мастер-класс,
спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие,
открытое занятие и др.
5.3.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель ДООП - это предполагаемый результат образовательного процесса, к
которому направлены все усилия педагога и учащихся.
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач - путей
достижения цели. Цели образовательной деятельности ОО по ДООП должны
быть направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- формирование общей культуры личности учащихся и их адаптации к
жизни в обществе;
- формирование интеллектуально-творческой, нравственной личности,
развитие универсальных навыков умственного труда учащихся и повышение
мотивации к познанию и творчеству;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
здорового образа жизни; - удовлетворение индивидуальных потребностей
учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и
интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся; обеспечение духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц,
7

проявивших выдающиеся способности.
Задачи ДООП - это ступени достижения цели. Сформулированная задача
указывает направление усилий педагога на получение ожидаемого результата.
Они должны соответствовать содержанию и методам предлагаемой
деятельности. Формулировка задач должна включать ключевое слово,
определяющее действие (обучить, развивать, формировать, адаптировать и т.д.).
Если цель - это стратегия действий, то задача - тактика действия. Цели и
задачи должны быть:
конкретными, измеримыми, достижимыми,
реалистичными, ограничены во времени.
Задачи ДООП могут быть обучающиеся, развивающие и воспитательные:
Соотношение задач и результатов представлено в таблице 1.
Таблица 1

Задачи ДООП
Образовательные результаты
Воспитательные
Личностные
Развивающие
Метапредметные
Обучающие
Предметные
Отличительные особенности ДООП могут быть выражены в ведущих
идеях, на которых базируется программа; ключевых понятиях, которыми
оперирует автор; этапах реализации программы, их обосновании и взаимосвязи.
5.3.3. Содержание общеразвивающей программы:
- учебно-тематический план (учебно-тематический план ДООП содержит
перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теорию
и практику. Если программа рассчитана более чем на год обучения, то
учебно-тематический план составляется на каждый год) (приложение 1);
- содержание учебно-тематического плана (содержание ДООП
отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов
занятий) и предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов).
5.3.4. Планируемые результаты:
совокупность знаний, умений,
навыков, личностных качеств, компетенций, приобретаемых учащимися при
освоении ДООП по её завершению; формулируются с учётом цели и содержания
программы. Формулируются как:
- метапредметные результаты: означают освоение обучающимися
межпредметных понятий и универсальных учебных действий - регулятивных,
познавательных и коммуникативных, способность их использования в учебной,
познавательной и социальной практике;
- личностные результаты:
включают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- предметные результаты: содержат в себе систему основных элементов
знаний, которая формируется через освоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование.
5.4. Комплекс организационно-педагогических условий:
5.4.1. Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения
8

для занятий, перечень оборудования, инструментов, приборов и материалов в
расчёте на количество обучающихся;
- информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
- кадровое обеспечение - краткие сведения о педагогических работниках и
других специалистов, участвующих в реализации ДООП;
- методические материалы - обеспечение программы методическими
видами продукции, необходимыми для её реализации - указание тематики и
формы методических материалов по программе (пособия, дидактические
материалы); краткое описание общей методики работы в соответствии с
направленностью содержания и индивидуальными особенностями обучающихся;
описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.
5.4.2. Формы аттестации/контроля и оценочные мероприятия описание формы и процедуры контроля, промежуточной и итоговой аттестации
(при наличии) и используемых контрольно-измерительных материалов
(например, перечень вопросов к тесту, зачёту, требования к проектной работе,
критерии оценивания).
Формы аттестации/контроля разрабатываются и обосновываются для
определения результативности программы, перечисляются согласно учебному
(тематическому) плану (например, зачёт, творческая работа, выставка, конкурс,
открытое занятие, праздник, фестиваль, концерт, тестирование и др.).
5.5. Список информационных источников включает:
- список для педагогов;
- список для учащихся, оформленные в соответствии с требованиями к
библиографическим ссылкам ГОСТ Р 7.0.5-2008.
6.
Порядок принятия и утверждения общеразвивающей
программы
6.1. ДООП рассматривается и принимается на педагогическом или ином
совете, утверждается приказом заведующего ДОУ.

9

Данные об утверждении ДООП должны присутствовать на титульном
листе:
- гриф о согласовании программы с указанием номера протокола и даты
рассмотрения;
- гриф об утверждении программы директором со ссылкой на приказ по
учреждению (с указанием номера и даты).
7. Требования к оформлению ДООП
7.1. Компьютерный текст ДООП размещается на листах формата А4 с
книжной ориентацией страницы, печатается на одной стороне листа белой
бумаги (поля страницы 1 , 5 - 2 см) шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал
одинарный, редактор Word для Microsoft с использованием табличных
редакторов (для текста таблиц допустимо использовать кегль 11 и альбомную
ориентацию страницы). Страницы должны быть пронумерованы.
7.2. Педагог несёт ответственность за своевременное представление
ДООП, соблюдение требований к ее оформлению и сохранность в течение
текущего учебного года.

10

Приложение 1 к Положению о структуре ДООП
Образцы оформления структурных элементов
общеразвивающей программы _____________ Титульный лист
Полное наименование
Образовательной организации

Утверждаю
Заведующий МАДОУ «Детский сад
№12 «Малышок»
________ _
(Г.М.Неволина)
Приказ
№_______
от_________20____ г.

Принята на заседании
педагогического совета
МАДОУ «Детский сад
№12 «Малышок»
Протокол
№___от
«___»_________20____г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
___________________ направленности
«Наименование программы»
Возраст учащихся: ____________
Срок реализации: ____________

Автор-составитель:
(ФИО педагога) педагог
дополнительного
образования

с.Кочневское, 20 ___ г.

11

Пояснительная записка
Актуальность программы. ...
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №
1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом
Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. №196).
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к
письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября
2015 г. № 09-3242.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей Свердловской области
(утверждено директором ГАНОУ СО «Дворец молодежи», 2020 г.)
7. Устав МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок».
8. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программах от 27.01. 2021г. № 80.
Направленность программы: социально-гуманитарная/физкультурноспортивная/техническая/естественнонаучная/художественная/туристскокраеведческая.
Отличительная особенность программы в том, что она обеспечивает
Актуальность программы базируется на ______________________ .
Педагогическая целесообразность ___________________________ .
Адресат общеразвивающей программы: Возраст детей, участвующих в
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ___________________ лет.
Число детей в группе: минимальное - ___ чел., максимальное - ____чел.
Режим занятий: Занятия проводятся _______ раз в неделю по ________
академическому часу ( ___ минут).
Годовой объем общеразвивающей программы: __ учебных часа .
Срок освоения программы: ______ календарных месяцев ( ____ учебный
год).
12

Уровень программы: базовый/стартовый/профессиональный.
Форма обучения очная, возможен переход на дистанционную форму
обучения.
Виды занятий: ___________________________________ .
Формы подведения результатов: ___________________ .
Цель программы:
развитие личности, направленное на
Задачи:
Образовательные: _________________________________
Развивающие: _____________________________________
Воспитательные: __________________________________
Учебный (тематический) план (пример)
№п/п Название раздела, темы
Количество часов Формы
Всего Теория Практика аттестации/
контроля
Аппликация из бумаги
9
Выставка
1.
11
2
аппликаций
Аппликация. Свойства
1.1.
2
1
1
бумаги
1.2. Обрывная аппликация
3
1
2
Анализ работ
Многослойная
3
3
Взаимоанализ
2
работ
аппликация
Объёмная аппликация
3
3
Презентация
2.1.
работ
ИТОГО:
4
22
18
Содержание учебного (тематического) плана (пример)
Раздел 1. Аппликация
1.1. Аппликация из бумаги
Теория: История аппликации. Виды аппликации. Материалы для
аппликации, история бумаги.
Практика: Определение вида бумаги. Эксперимент: изучение свойств
бумаги. Изготовление бумаги из бумажного теста.
1.2. Обрывная аппликация.
Теория: Способы разрывания бумаги. Особенности обрывной
аппликации. Техника безопасности при работе с клеем.
Практика: Изготовление аппликации по образцу. Аппликация по замыслу
«Моя любимая мягкая игрушка»
Раздел 2. Многослойная аппликация ...
Планируемые результаты:
Личностные:
1)
2)
13

3)
Метапредметные:
1)
2)
3)
Предметные:
1)
2)

3)
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение (из ПФДО):
- Учебный кабинет (включая типовую мебель) (1 единица на группу; 100%
времени реализации программы);
- Проектор с экраном (мультимедиа) (1 комплект на группу; 80% времени
реализации программы).
Кадровое обеспечение:
программа реализуется педагогом
дополнительного образования / имеющим специальную подготовку.
Методические материалы:
1)
2)

3)
Формы контроля
Входной контроль в форме _____________ .
В качестве итоговой аттестации проводится ________________ .
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
(например: журнал посещаемости, материал тестирования, методическая
разработка портфолио педагога, перечень готовых работ, свидетельство
(сертификат)).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
(например: аналитическая справка, защита проектов, результаты тестирования,
поступление выпускников в профессиональные образовательные организации
по профилю.
Формы организации образовательного процесса:
(например:
проведение
практических
занятий,
организация
самостоятельной
образовательной деятельности, проведение индивидуальных консультаций).
Формы организации учебного занятия:
(например: беседы,
практическое занятие, «мозговой штурм» и т.д.).
Педагогические технологии:
(например: технология группового
14

обучения, обучение в малых группах, интерактивные технологии,
имитационные и не имитационные технологии, технология проектной
деятельности и др.)
Контрольно-оценочные материалы:
Прилагаются используемые контрольно-измерительные материалы.
Основными критериями оценивания при итоговой аттестации выступают

Список литературы:
Литература для педагогов
1)

2)
3)

Учебные пособия для обучающихся:
1)
2)

3)
Интернет-ресурсы
1)
2)

3)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».