1. Общие положения
1.1. Музей образовательного учреждения (далее - Музей)- обобщающее
название структурного подразделения МАДОУ «Детский сад №12
«Малышок» (далее - ДОУ), независимо от формы собственности,
выполняющих
образовательно-воспитательные
задачи
музейными
средствами.
1.2. Музей является тематическим систематизированным собранием
подлинных предметов культуры, истории уральского края и предметов
русского быта. Музей комплектуется, охраняется и экспонируется
в
соответствии с действующим Положением.
1.3. Музей организуется в целях образования, воспитания и подготовки
молодого поколения к жизни, а также сохранения историко-культурного и
природного наследия.
1.4. Профиль и направления деятельности Музея определяются задачами
образовательного учреждения, сложившимися традициями сохранения
историко-культурного наследия лежит краеведческий принцип. Тематика
музея тесно связана историей и культурой Уральского региона.
1.6. В Музей входит: музей «Горница» (2-й этаж здания ДОУ,2005г., 12,5
кв.м.), музей «Изба бабы Фёклы» (уличная площадка ДОУ, 2008г, 2 кв.м.),
музей «Кладовая» (2-й этаж здания ДОУ, 2006г, 13,2 кв.м.), музей
«Светёлка» (уличная площадка ДОУ, 2018г., 18 кв.м). Общая площадь Музея
45,7 кв.м.
.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности
музея. Он обусловлен связью с конкретной профильной дисциплиной,
областью науки или искусства.
Профилем школьного музея может быть: исторический (включая
археологию,
военную
историю),
художественный,
литературный,
естественнонаучный,
технический,
музыкальный,
медицинский,
педагогический, комплексный. Краеведческий музей по профилю является
комплексным. Мемориальный музей относится к профилю, определяемой по
специальности меморируемого лица (литературный, художественный,
исторический).
2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры,
объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной
книге.
2.3. Экспонат - музейный предмет, находящийся в экспозиции.
2.4. Музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые
приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными
вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо
по иным признакам
2.5. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению,
сбору, учету и предварительному описанию музейных предметов.
2.6. Музейный фонд – собрание подлинных музейных предметов и
коллекций. Музейное собрание подразделяется на Основной фонд (ОФ),
предметы которого зафиксированы в КП, и Научно-вспомогательный фонд
(НВФ), состоящий из копий и научно-вспомогательных материалов. Может
быть также Обменный фонд, состоящий из непрофильных музею предметов
и возможных для обмена с другими музеями.
2.7 Музейное собрание - научно организованная совокупность музейных
предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.8. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению,
сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.9. Книга поступлений - основной документ учета музейных предметов.
2.10. Экспозиция - выставленные на обозрение в определенной системе
музейные предметы (экспонаты). Экспонируются не только предметы,
хранящиеся в музее, но и предметы, взятые на временное хранение (у
коллекционеров, в семьях обучающихся и т.д.), материалы, не входящие в
Основной фонд (карты, схемы и т.д.), инсталляции, коллажи, выстроенные
конструкции (изба, печь, землянка) и т.д.
2.11.Методические рекомендации – научно обоснованное руководство по
реализации образовательно-воспитательных и музееведческих программ.
3. Организация и деятельность Музея
3.1. Организация Музея является результатом краеведческой работы
педагогов и родителей. Создание Музея
произошло по инициативе
руководства, педагогов, родителей, МАДОУ «Детский сад № 12 «Малышок».
3.2. Учредителем Музея является образовательное учреждение, в котором
организуется музей. Учредительным документом Музея является приказ о
его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения,
при котором создается музей.
3.3. Деятельность Музея регламентируется уставом (положением),
утверждаемым руководителем образовательного учреждения, при котором
создается музей.
3.4. Обязательные условия для создания музея:
- музейный актив из числа педагогов и родителей, с возможным
привлечением общественности и местных жителей;
- музейное собрание, составляющее фонд музея;
- помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных
предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
- интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательном процессе
образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с
Положением о паспортизации музеев образовательных учреждений,
разрабатываемой и утверждаемой Министерством просвещения Российской
Федерации или подведомственной организацией, которой делегированы
данные функции.
3.6. Музей образовательного учреждения:
3.6.1. включается в соответствующий Реестр, разработанный Министерством
просвещения Российской Федерации.
3.6.2. осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с государственными
музеями, учреждениями науки и культуры, а также при взаимодействии с
другими образовательными музеями.
3.6.3. может создавать межобразовательные музейные объединения.
3.6.4.может создавать любые формы и структуры.
3.6.5. может иметь свой сайт в Интернете.
3.6.6. осуществляет сетевое взаимодействие образовательных и
государственных музеев.
3.6.7. участвует в региональных и всероссийских конкурсах (в т.ч. интернетконкурсах) с информацией о своей деятельности.
4. Цели, задачи музея
4.1. Музей организуется в целях:
- приобщения детей и взрослых к историческому и духовному наследию
Уральского края;
- воспитания у детей и взрослых чувства патриотизма, гражданственности,
бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других
народов.
4.2. Задачи Музея:
Развивающие:
- развивать познавательные интересы и способности воспитанников;
- развивать у обучающихся интерес к истории Уральского региона.
Обучающие:
- обучать детей традициям народов Уральского края;
- формировать историческое сознание обучающихся и расширять их
кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство принадлежности к истории родного края;
- воспитывать у детей гражданско-патриотические чувства.
Организационные:
- расширять образовательное пространство, совершенствовать обучение
средствами дополнительного образования;
- организовывать поисковую, исследовательскую деятельность детей и
взрослых;
- осуществлять деятельность по выявлению, сбору, хранению и изучению
музейных предметов и музейных коллекций;
- развивать дополнительное образование;
- развивать сетевое взаимодействие проектно-педагогических команд,
детей, родителей, создание информационно-коммуникативного пространства
основных субъектов воспитания и дополнительного образования (другие
музеи, архивы, библиотеки и др.);
- организовывать экскурсионно-массовую работу с обучающимися и
населением села.
5. Основные функции и формы деятельности
5.1. Осуществление музейными средствами образовательно-воспитательных
задач на основе музейных коллекций.
5.2. Сохранение историко-культурного и природного наследия как
национального достояния.
5.3. Формы деятельности музея:
5.3.1. изучение родного Уральского края, в т.ч. с проведением краеведческих
походов;
5.3.2. научно-фондовая работа (комплектование, учёт, научное описание,
хранение музейных предметов и коллекций);
5.3.3. экспозиционно-выставочная деятельность (организация мероприятий
на основной экспозиции, подготовка и проведение внутримузейных и
выездных выставок);
5.3.4. научно-образовательная работа – осуществление методической помощи
педагогам в подготовке и проведении занятий (подбор музейных предметов,
разработка сценариев и т.д.).
5.3.5. научно-исследовательская работа по изучению музейных предметов и
коллекций, находящихся в музеях, архивах и среде бытования;
5.3.6. просветительная работа среди педагогов, родителей и местного
населения;
5.3.7. методическая работа и разработка рекомендаций по проведению
музейных мероприятий;
5.3.8. информационная и иная деятельность в соответствии с российским
законодательством.
6. Содержание и формы работы музея
6.1. Работа музея планируется и осуществляется в соответствии с общими и
конкретными образовательно-воспитательными задачами ДОУ, в котором
музей.
6.2. Ежегодное и перспективное планирование ведется по всем основным
направлениям музейной деятельности - комплектованию, учету, хранению и
описанию фондов музейных предметов, экспозиционно-выставочной работе,
образовательно-воспитательной и культурно-просветительной работе.
6.3. В соответствии с планом работы руководитель музея и Совет музея
осуществляют:
- изучают литературно-исторические и другие источники о культуре и
традициях Уральского края;
- систематическое, постоянное комплектование, изучение и обработку
фондов музея, осуществляя проектную,
поисково-исследовательскую
работу, организуя устойчивые связи с различными административными,
общественными
организациями,
культурно-просветительными
учреждениями;
- создание и совершенствование стационарных экспозиций, организацию
тематических выставок, как в самой школе, так и за ее пределами, в том
числе в сотрудничестве с другими музеями;
- презентации музея в процессе участия в различных смотрах и
конкурсах;
- образовательно-воспитательную и культурно-просветительную работу
музейными средствами путем подготовки и проведения экскурсий, лекций и
массовых мероприятий для обучающихся, родителей и ветеранской
общественности, а также населения села;
- освоение историко-культурной окружающей среды обучающимися
путем организации походов, экскурсий по селу; посещения музеев, театров,
выставочных залов, памятных мест в других городах и селах Уральского
региона;
- содействие педагогам в использовании музейных материалов в
образовательном процессе;
- экскурсии для сотрудников, взрослого населения, воспитанников,
обучающихся общеобразовательных учреждений Белоярского городского
округа,
родителей
(законных
представителей),
работников
сельскохозяйственного предприятия, гостей села;
- популяризацию итогов всех направлений своей деятельности через
средства массовой информации и Интернет.
6.4. Посещение музея, проведение экскурсий и других мероприятий
фиксируется в журнале (книге) посещений музея.
Учет и обеспечение сохранности фондов музея
7.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно
по основному и научно-вспомогательному фондам:
учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников
материальной
и
духовной
культуры,
объектов
природы)
осуществляется в книге поступлений музея;
учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и
т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
7.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в
собственность образовательного учреждения производится собственником в
соответствии с законодательством Российской Федерации на праве
оперативного управления.
7.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель
образовательного учреждения, руководитель музея.
7.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих
жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
7.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим
законодательством.
7.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена
музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный
государственный музей, архив.
7.
8.
Руководство деятельностью музея
8.1. Учредителем музея является ДОУ. Учредительным документом музея
является Приказ о его организации, издаваемый руководителем ДОУ. в
котором находится музей.
8.2. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель
ДОУ.
8.3. Непосредственное руководство практической деятельностью музея
осуществляет руководитель музея, назначенный приказом руководителя
ДОУ.
8.4. Текущая работа музея согласовывается с администрацией, Советом
музея.
8.5. Совет музея разрабатывает план работы, организует встречи
воспитанников с интересными людьми (по профилю музея), осуществляет
подготовку и проведение экскурсий, лекториев, музейных занятий и т.д.
8.6.
В целях лучшей организации музея в ДОУ могут создаваться
творческие группы, детские объединения, фольклорные кружки.
8.7. Организационно-методическим районным центром по работе музея
является МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» п.Белоярский.
9. Финансирование и материально-техническое обеспечение
9.1. Финансирование и материально-техническое обеспечение музея
производится за счёт бюджетных средств с привлечением внебюджетных
поступлений.
9.2. Финансовые поступления направляются на реализацию форм
деятельности музея:
- организация краеведческих экспедиций и походов, проведение
конференций и участие в региональных и республиканских конференциях,
смотрах и конкурсах:
- приобретение фондового и экспозиционно-выставочного оборудования;
- приобретение технических средств, фото-, кино-, видео - компьютерной и
копировальной техники;
- транспортные расходы при организации экспедиций, краеведческих
походов, проведении выездных конференций, смотров, конкурсов,
фестивалей и т.д.
- оплата командировочных расходов руководителям выездных мероприятий;
- заработная плата руководителя музея;
9.3. Всякая деятельность музея с воспитанниками образовательного
учреждения
в
рамках
ФГОС
(федеральный
государственный
образовательный стандарт) проводится бесплатно.
10. Реорганизация (ликвидация) музея
10.1. Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается администрацией ДОУ, согласовывается на Педагогическом
совете, а также с организационно-методическим районным центром.
10.2. Для передачи фондов музея в другие музеи приказом руководителя
ДОУ создается специальная комиссия.