Содержание
№
раздела
1.
1.1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5
2.6
3.
3.1.
3.2.
3.3.
Название раздела
Стр.
Пояснительная записка
Цель, задачи программы
Содержание программы
Учебный (тематический) план - 1-й год обучения
Учебный (тематический) план - 2-й год обучения
Содержание (учебного) тематического плана старшая группа
Содержание (учебного) тематического плана подготовительная группа
Календарный учебный график
Формы организации образовательного процесса и контроля
Список литературы
Планируемые результаты
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
Методическое обеспечение
3
8
10
10
13
15
19
23
24
25
27
33
33
34
34
2
1. Пояснительная записка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению
самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение
знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому
уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.
Именно исследовательская деятельность, экспериментирование помогает обучающемуся обладать такими качествами как:
любознательность, активность, умение ставить гипотезу, провести ее экспериментальную проверку, проанализировать повторяемость
наблюдений и полученных результатов, оценить существующие теории и, быть может, создать новые – все это формирует не только
исследовательское мышление, но и наблюдательность, любознательность и открытость новому знанию.
Метод экспериментирования один из эффективных методов познания закономерностей, явлений и становления основ культурного
познания ребёнком окружающего мира. Достоинством этого метода является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и
накопления умственных умений. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные
представления о различных сторонах окружающего мира.
3нания, полученные в результате собственного экспериментирования, исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что
получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее эксперименты, поисковая деятельность, тем больше новой информации
получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
3
Данная программа составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
3. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 г № 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства и молодежной политики от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом»
4.
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
(Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629)
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в
методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 15.07.2022 №648-Д «Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
8.
Устав МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок» (Протокол Общего собрания трудового коллектива №98 от 25.11.2022 г.)
9. Положение о дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах в ДОУ от 18.09.2023г. № 80.
4
Новизна и отличительные особенности настоящей программы
Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий
эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется,
проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и
носят пробный характер.
Кроме того, экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности. Метод экспериментирования,
являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все
познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую
личность
-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания,
добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и
обучению методам самостоятельного добывания знаний
-в создании специально организованной предметно-развивающей среды
Актуальность
данной программы основывается на современных ориентирах обновления содержания образования в рамках
дошкольного учреждения, а также на развитии потенциала нашей страны, подготовке подрастающего поколения к будущей
профессиональной деятельности в области науки и техники.
В дошкольном возрасте дети проявляют высокую мотивацию к познанию, им хочется узнать, как работает то или иное устройство,
взаимосвязи в окружающем мире, удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях.
В процессе исследовательской деятельности, экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Нельзя не отметить положительное влияние исследовательской и экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка,
на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
Исследование и экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем
самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. В процессе
экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
5
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения
решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом
ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с
целью более полного их познания и освоения.
Знания добытые самостоятельно осознанные и более прочные.
Педагогическая целесообразность: состоит в необходимости воспитания творческой личности способной к активному познанию
окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Умению добывать знания самому и оперировать ими,
мыслить самостоятельно и творчески.
Направленность программы
Данная программа носит естественнонаучную направленность, которая определена особой актуальностью исследовательской
деятельности, познавательного развития дошкольников в современных условиях.
Адресат общеразвивающей программы:
Возраст детей, участвующих в реализации программы: первый год обучения - группа детей 5 -6 лет;
второй год обучения – группа детей 6-7 лет.
Число детей в группе:
минимальное - 7 чел, максимальное – 10 чел.
группа детей 5-6 лет – 3 группы, группа детей 6-7 лет – 2 группы
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Их продолжительность; группа детей 5-6 лет - 2
академических часа (50 минут); группа детей 6-7 лет – 2 академических часа (60 минут).
Годовой объем программы - 72 учебных часа.
Срок освоения программы – 2 года.
6
Уровень программы – стартовый.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:
Репродуктивные методы:
объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр
учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)
репродуктивный (создание условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и
экспериментов).
Продуктивные методы:
частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на
пути решения проблемы)
исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).
Занятие осуществляется в познавательной и продуктивной формах.
Познавательная форма:
беседы.
фронтальные занятия, наблюдения, рассматривание альбомов и фотографий, тематические и ситуативные
Продуктивная форма: совместная деятельность педагога с ребенком, самостоятельная деятельность детей (групповая, парная), трудовая
деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения.
Виды занятий:
1.
2.
3.
4.
Беседа.
Теоретическое занятие
Практическое занятие.
Опыты и эксперименты.
7
5.
6.
7.
8.
9.
Открытое занятие.
Занятие по схеме.
Наблюдения и практические исследования на прогулках.
Экологические игры, викторины.
Проекты по экспериментальной деятельности.
Аттестация по программе не предусмотрена.
Формы подведения результатов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Беседа – опрос.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Открытое занятие.
Выставка творческих работ.
Проекты по экспериментальной деятельности.
Презентация.
1.1.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие познавательных интересов обучающихся через исследовательскую
экспериментальную деятельность с объектами окружающей среды, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
и
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении
экспериментов.
8
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создавать предпосылки формирования практических и умственных действий.
Образовательные:
Расширять представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
9
2. Содержание программы
2.1. Учебный (тематический) план -1-й год обучения
№
Название раздела, тем.
п.п.
Количество часов
всего
теория
1
1.
Вводное занятие. Знакомство с
лабораторией. Инструктаж по ТБ
1
2
Знакомство с приборами
помощниками.
1
Раздел 1.
Формы контроля
практика
Беседа-опрос
1
Беседа-опрос
Тайны живой и не живой природы
3.
Экспериментирование с песком.
4
1
3
Беседа-опрос
4.
Экспериментирование с глиной.
4
1
3
Наблюдение
5
Камни. «Удивительные камни»
4
2
2
Беседа-опрос
6
Удивительные секреты воздуха
8
2
6
Практическое занятие.
7
Вода - источник жизни на планете
10
1
9
Открытое занятие
8
Мир растений
4
1
3
Беседа-опрос
10
Мир насекомых
2
1
1
Презентация «Насекомые –
друзья растений»
10
Семена и плоды
2
1
1
«Коллекция семян»
Овощи
4
1
3
Беседа-опрос
Итого по разделу
42
11
31
Раздел 2. Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
10
11.
Бумага
4
1
3
Выставка поделок из
бумаги
12
Ткань
2
1
1
Беседа-опрос
13
Стекло
2
1
1
Беседа-опрос
14
Древесина
2
1
1
Беседа-опрос
Итого по разделу
10
4
6
Раздел 3. Магнетизм
15.
Магнитная сила
8
2
6
Итого по разделу
8
2
6
Практическое занятие
Раздел 4. Что мы знаем о себе (организм человека).
16.
«Я - человек»
1
Орган обоняния (нос)
1
1
Викторина
«ПолезноВредно»
Беседа - опрос
Орган осязания (язык)
1
1
Беседа - опрос
1
11
Наши руки
1
1
Что умеют глаза
1
1
Ушки подслушки
1
1
Беседа - опрос
Итого по разделу
6
5
Беседа - опрос
2
Беседа-опрос
1
Беседа - опрос
Блок «Свет и зеркало»
Луч света
3
Зеркало
1
Итого по разделу
4
1
3
72
20
52
Всего:
1
1
12
Учебный (тематический) план -2-й год обучения
№
Название раздела, тем.
п.п.
1
Вводное
Количество часов
всего
теория
1
1
Формы контроля
практика
Раздел 1 Тайны живой и не живой природы
2.
Почва
3
1
2
Беседа-опрос
3.
Песок
4
1
3
Практическое занятие
4.
Глина.
3
1
2
Выставка работ
5.
Воздух, воздух, ты могуч!
8
1
7
Практическое занятие.
6.
Секреты воды
11
1
10
Открытое занятие
7.
Камни. «Удивительные камни»
4
2
2
Оформление коллекции
8.
Мир растений
8
3
5
Беседа-опрос
Итого по разделу
41
10
31
Раздел 2.
Предметы с секретом (свойства вещества и материалов)
9.
Ткань
2
1
1
Беседа-опрос
10.
Бумага
6
1
5
Практическое занятие
11.
Увеличительное стекло (лупа)
1
1
Беседа-опрос
13
12.
Древесина
2
1
Беседа-опрос
13.
Мыло
1
1
Беседа-опрос
14.
Компас
1
1
Практическое занятие
Итого по разделу
13
1
3
10
Раздел 3. Магнетизм
15.
Магнитная сила
8
2
6
Итого по разделу
8
2
6
Практическое занятие
Раздел 4.Что мы знаем о себе (организм человека)
16.
Я - человек
1
1
17.
« Мои помощники»
6
2
18.
«Мальчики и девочки»
1
Итого по разделу
8
4
Викторина
«ПолезноВредно»
1
3
5
Раздел 5.История звука
19.
История звука
1
5
Итого по разделу
6
1
5
Всего:
72
19
53
14
Беседа-опрос
2.2.Содержание (учебного) тематического плана 1год обучения
Раздел
Раздел 1.
«Тайны живой и не
Живой природы»
Название темы
Вводное занятие
«Знакомство
с лабораторией».
Теория
1.Беседа. Что такое лаборатория? Кто
такие учёные? Как делают открытия»
Практика
1.Превращение в учёных. Игры с
предметами –помощниками.
Знакомство с приборами –
помощниками.
2.Познакомить детей с приборами –
помощниками.
1. Рассматривание через лупу ствол
дерева (на прогулке).
1.Экспериментирование с
песком.
2. Экспериментирование с
глиной.
1.Познакомить детей со свойствами
природных материалов: песок, глина.
2.Взаимодействие песка, глины с водой.
1. « Песочный конус» (свойства
песка),
2. Свойства мокрого песка
3. Погружение предметов в мокрый
и сухой песок
4. Из чего состоит глина?
5.Мокрая глина.
6.Пропускает ли глина воду.
1.Мультимедийная
презентация «Что такое горы»?
2.Беседа: «Какими бывают камни?»
1 Опыт. Определение цвета и
характера поверхности камней.
2.Опыт. Все ли камни тонут?
1.Уточнить понятие детей о том, что
воздух это не невидимка, "Воздух не
виден в комнате. Чтобы его увидеть, его
надо поймать".
2. Расширять представления детей о
значимости воздуха в жизни человека.
1. «Этот удивительный воздух»
(свойства воздуха).
2. "Воздух не виден в комнате.
Чтобы его увидеть, его надо
поймать".
Удивительные камни
Что такое воздух?
3. «.Запираем воздух в шарик».
4. «Загадочные пузырьки».
5. «Пузырьки – спасатели».
6 «.Воздух в стакане».
15
Свойства воды
1. Вода-волшебница»
-Формировать у детей знания о
значении воды в жизни человека;
2. Познакомить со свойствами воды
3.Беседа « Снег и его свойства»
Мир растений.
1. Экскурсия в зимний сад.
Познакомить детей с зимним садом. Его
назначением.
2.Беседа. «Условия, необходимые для
роста растений»
3.Рассматривание плодов и семян
16
1.«Вода, водица» (прозрачность и
вкусовые свойства).
2. «Текучесть воды»
3. «Имеет ли вода форму».
4. « Кто выпил водичку» (состояние
воды, испарение воды).
5. «Растапливание снега»
6. « Превращение воды в лёд, а лёд в
воду »
(состояние воды).
7. « Играем с красками» (вода –
растворитель)
8. «Как вытолкнуть воду»?
9. «Снег превращается в воду»
10. «Превращение пара в воду»
Опыты по теме:
1.«Может ли растение дышать?»
2. «Нужна ли растениям вода?»
3.«Такие разные цветы»
4.« Огород на подоконнике»
5. «Корни растений»
Опыты с овощами
1.Беседы об овощах, их роли в жизни
человека.
1.Рассматривание иллюстраций на
тему «Посадка и уборка овощей».
2.Рассмотреть строение овощей
через лупу, в микроскоп – они
состоят из мелких частичек.
3.Дидактических игр об овощах:
«Что где растет?», «Разрезные
картинки», «Волшебные овощи»
Мир насекомых
«Семена и плоды»
Раздел 2
Простые опыты с бумагой
1.Беседа о насекомых.
1.На прогулке. Рассматривание
муравья через лупу.
1.Беседа «Для чего растению нужны
семена»
1. «В маленьком семени прячется
растение»
2. Беседа «Как размножается
одуванчик».
2. «Рассматривание семян
одуванчика».
1.Знакомство с основными свойствами
бумаги
Эксперимент изучение свойств
бумаги
1.Рвётся, режется, мнётся, намокает.
2. «Цветы лотоса» (закрепление
свойств, взаимодействия воды и
бумаги).
3.Поделка из мятой бумаги
Предметы с секретом
(свойства вещества и
материалов)
17
Древесина
Раздел 3.
Магнитная сила
Магнетизм.
1.Беседа «Из чего делают мебель».
1.Формирование представлений о
свойствах магнита. Активизация знаний
детей об использовании свойств
магнита человеком.
Раздел 4.
1.Орган обоняния.
2.Орган осязания
3.Наши руки
Что мы знаем о себе (организм
человека).
Раздел 5.
Свет и его свойства
Луч света
Что такое зеркало»
1. Светло и темно.
Расширить представления детей об
источниках света
18
«Цыплёнок»
1.Эксперимент «Свойства
древесины».
1. « Волшебные магниты»
(притягивает, не притягивает).
2.«Как достать скрепку из воды не
замочив руки» (действие магнита
через стекло).
3. «Магнитные куклы» (действие
магнита через картон и бумагу).
4. «Летающие бабочки» (действие
магнита через ткань и дерево).
5. «Изготовлении игрушки с
использованием магнитов».
6. «Земля-магнит» (закрепление
свойств магнита, практическое
упражнение с компасом).
1. Познакомиться с особенностями
работы носа. Определить по запаху
предметы.
2.Познакомить со значением языка,
поупражняться в определении вкуса
продуктов.
3.Игра -экспериментирование
«Спрячь руки»
1. Игра «Солнечные зайчики»
2. «Уличные тени»
3.Игра – экспериментирование
«Отражение»
Содержание (учебного) тематического плана 2 год обучения
Раздел
Раздел 1
Название темы
Вводное.
«Почва – волшебная кладовая»
Тайны живой и не
живой природы
Теория
1.Закрепить правила работы в
лаборатории
1.Беседа. Внутреннее содержание
земли. Природные ресурсы. Бережное
отношение к земле и её богатствам
«Песок – природный материал»
1. Беседа «Рукотворный мир «Для чего
человеку песок?»
Глиняные превращения
1.Беседа « Что делают из глины»?
Практика
1.Рассмотривание почвы с
помощью лупы.
2. Эксперимент «Посадка гороха»
В песчано – глинистую,
каменистую и чернозёмную почву.
1..«Песок – природный фильтрат»
2. «Есть ли жизнь в песке»
3.Игра – забава «Кладоискатели»
1. «Свойства сухой и влажной
глины»
2.Лепка посуды из глины
Удивительные камни
1.Беседа «Что такое камни?
2. Презентация « Из чего состоят горы?
1 Опыт. Определение цвета и
характера поверхности камней.
«Можно ли в камень забить
гвоздь»
2.Опыт. « Все ли камни тонут»?
3. « Простые и ценные камни в
природе».
4. «Почему разрушаются горы?»
Опыт «Вулкан»
Воздушный мир
1.Беседа. «Что мы знаем о воздухе?»
Понятие «воздух», его свойства и роль в
жизни человека, животных, растений.
1. « Сухой из воды»
2. «Веселый шарик» (скорость
воздуха), «Забавные кляксы»
(выдувание краски).
3. «Где есть воздух?» (обнаружение
19
Экспериментирование с водой
Мир растений.
Раздел 2.
Простые опыты с бумагой
1. Беседа «Знаешь ли ты, для чего
нужна вода? «Вода – наш друг или
враг»
воздуха в пространстве, почве,
воде)
4. «Живая змейка»
5. «Ветер – это движение воздуха».
6. « Воздух имеет вес»
7. «Свеча в банке»
1. «Яйцо в воде» вода пресная и
соленая
( плотность воды).
2. «Как замерзает река?»
(состояние воды, изменение,
измерение температуры).
3. «Маленькие айсберги», (опыт
со льдом).
4. «Радуга» (изменение цвета
воды).
5. « Пузыри на морозе, или как
образуются снежинки»
6. «Экологическая сказка»
(исследование влияния на воду
природного материала).
7. «Очистка воды» (фильтрование)
8. «Пар – это тоже вода»
9. «Водяная мельница»
1. Беседа с детьми об условиях
необходимых для роста и развития
растений. Экскурсия в «Зимний сад».
1.«С водой и без воды»
2. «На свету и в темноте»
3. « Огород на подоконнике»
4. «Что выделяют растения»
1. Беседа «Из чего делают бумагу»
Презентация.
1. «Кулечек» (исследование бумаги
на удержание сыпучих
20
Предметы с секретом
(свойства вещества и
материалов)
Ткань
Знакомство с приборами –
помощниками
1.« Из чего сделана наша одежда»?
1. Беседа для чего нужен компас,
микроскоп и лупа?
Знакомство с мылом.
Раздел 3.
Магнетизм
« Действие магнитных сил»
1.Закрепление знаний о понятии магнит,
его свойствах.
2.Знакомство со способностью
металлических предметов
намагничиваться, с полюсами магнита.
21
материалов).
2. «Шпагатики» (исследование
прочности бумаги на разрыв).
3. «Экологическая сказка» (какой
упаковочный материал менее
вреден для окружающей среды),
4. «Экологическая игра» (скорость
разложения бумаги в почве).
5.«Цветок лотоса»
1.Эксперимент
« Определение свойства ткани»
1.На прогулке. Определение
сторон света с помощью компаса.
1.Рисуем мыльными пузырями на
бумаге.
1. «Намагничивание»
(притягивает/не притягивает).
«Тянем-потянем» (действие
магнита через стекло, бумагу,
ткань).
2. «Танцующие стрелки»
3. «Полюсы магнитов»
4. «Земля-магнит» .Опытным путём
выявить действия магнитных сил
земли.)
Раздел 4.
Что мы знаем о себе
(организм человека)
«Я – человек»
«Мои помощники»
1. Беседа «Я – человек»
2. «Беседа с детьми «Для чего человеку
нужны уши, нос, глаза».
«Мальчики и девочки»
Раздел 5.
История звука
«Где живут звуки»
1. Беседа «Откуда возникает звук»
22
1 . «Слышу – не слышу»
2. «Умный нос»
3. «Значение носа для речи»
4. «Зрачок глаза меняет размер в
зависимости от освещенности».
5.Измерить длину волос у
мальчиков и девочек, попробовать
заплести косичку мальчику и
девочке.
1. «Звенящая вода»
2."Можно ли увидеть звук?"
3.Игра « «Угадай что звучит»,
«Найди звук».
4. «Далеко –близко» изготовление
рупора
5. «Передай секрет»
2.3. Календарный учебный график
Календарный учебный график 1 год обучения
Начало обучения: 01.09. Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
М-ц
Кол-во
занятий
Сентябрь
8
Октябрь
9
Ноябрь
9
Декабрь
8
Январь
6
Февраль
8
Март
8
Апрель
8
Май
8
Календарный учебный график 2 год обучения
Начало обучения: 01.09. Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
М-ц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Кол-во
занятий
9
9
7
9
6
7
9
8
8
2.4. Формы организации образовательного процесса и контроля
1. Теоретическое групповое занятие.
2. Практическое групповое занятие.
23
Формы организации учебного занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Беседа.
Практическое занятие.
Открытое занятие.
Лабораторное занятие.
Выставки творческих работ
Тематические экскурсии - наблюдения.
Выставки творческих работ.
Игры, викторины.
Презентации.
Педагогические технологии:
1.
Личностно-ориентированная технология, которая помогает построить взаимодействие с детьми, выражающаяся в
сотрудничестве, взаимопомощи, уважении творческих интересов. Эта технология в решении воспитательных задач помогает
значительно расширить возможности ребенка сообразно его способностям, наклонностям: развивать интеллект детей и эмоциональное
восприятие ими действительности; гармонично развивать каждого воспитанника и развивать его личный потенциал.
2.
Игровые технологии. Обучение в форме игры получается интересным и занимательным. У детей формируется
воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает
ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет детям включаться в
коллективную исследовательскую деятельность и общение.
3.
Интерактивные технологии. Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это
специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники охвачены общением
(каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).
4.
Технологии проектной деятельности. Представляет собой способ организации педагогического процесса,
основанный на взаимодействии педагога,воспитанника и родителя, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная
практическая деятельность по достижению поставленной цели и дидактической задачи, получения реального, творческого продукта,
который можно использовать в дальнейшей деятельности, и презентации полученных результатов.
24
5. Здоровьесберегающие технологии. Это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на
сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет
двустороннюю направленность: - формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно
заботиться о своем здоровье; - организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.
2.5. Список литературы
1. Болушевский С.В., Зарапин В.Г., Караваева А.О.Откуда берётся ветер? Удивительные опыты с воздухом.Москва:Эксмо,2016.-96с.
2. Белько.Е .Весёлые научные опыты на свежем воздухе. ООО «Питер Пресс»
3. Белько.Е. Увлекательные эксперименты в домашних условиях. ООО «Питер Пресс»
4. Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми
4-7лет.-М.:Мозаика-Синтез, 2015.-80 с.
5. Как выйти сухим из воды? Забавные опыты с водой.-Москва:Эксмо,2016.-96с.
6. Как предсказать погоду? Занимательные опыты с веществами и живыми организмами.- Москва: Эксмо, 2016.-96с.
7. Можно ли увидеть звук? Удивительные опыты со звуком, теплом и светом. -Москва: Эксмо, 2016.-96с.
8. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000 г., № 9
9. Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ.-М.:ТЦ Сфера,2012.-128с.
10. 11 ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 3-4года «Зима» ООО «Учитель»
11. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 4-5 лет « Лето», «Осень», «Весна», «Зима» ООО «Учитель»
12. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 6-7лет « Осень», «Зима», «Лето» ООО «Учитель»
13. ФГОС ДО. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и
материалами 5- 6лет « Осень», «Зима», «Лето» ООО «Учитель»
14. Выпуск 1./ Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2021.-240с. (Библиотека журнала
дошкольная педагогика).
25
15. Выпуск 2. /Нищева Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО _ ПРЕСС»,2017.-240с. (Библиотека журнала
дошкольная педагогика
Интернет-ресурсы
1. Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста Режим
доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2019/03/25/sbornik-konspektov-nod-opytno-eksperimentalnoy
2. Простые опыты и эксперименты для дошкольников. Режим доступа https://www.center-sozvezdie.ru/journal/prostye-opyty-ieksperimenty-dlya-doshkolnikov.html
26
2.6 Планируемые результаты
Группа детей 5-6 лет
Личностные
Сформирован интерес к экспериментированию.
Обладает
организационно-волевыми
качествами
личности (терпение, воля, самоконтроль).
Метапредметные
Умеет поставить экспериментальную задачу
(проблему);
- выработке гипотезы, классификации и
систематизации;
Предметные
Знает названия способы применения
основного лабораторного
оборудования и вещества; важнейшие
понятия и свойства объектов
(веществ) в рамках содержательного
компонента программы; этапы
построения эксперимента; правила
безопасного проведения эксперимента
и поведения в лаборатории;
Проявляет аккуратность, терпение, настойчивость в Проявляет
творческую
активность
в Знает физические явления, свойства
исследовательской деятельности. проведении эксперимента – опыта; может воздуха, воды, света, цвета, песка,
рассказать последовательность проведения глины;
опыта.
Сформированы навыки продуктивного взаимодействия
обучающегося с другими детьми на основе совместной
познавательной деятельности.
Проявляет поисковую активность и
умение извлекать в ходе ее
информацию об объекте исследования
Владеет
исследовательскими
умениями и навыками проводить
экспериментальную деятельность под
руководством педагога.
27
Группа детей 6-7 лет
Личностные
Сформирована эмоциональная основа
устойчивого интереса к науке и технике,
любознательности,
познавательной
открытости;
Метапредметные
Предметные
Сформированы умения к выработке гипотезы,
Знает свойства воды и света, магнита и
классификации
и
систематизации,
электричества, понятия: движение, равновесие,
установлении причинно-следственных связей,
осязание, обоняние, слух, скорость
выводов и умозаключений
Обладает
организационно-волевыми Обладает образным и пространственным
качествами личности (терпение, воля, мышлением.
Внимание
и
память
самоконтроль).
соответствует возрастным характеристикам.
Обладает
навыками
продуктивного
взаимодействия обучающегося с другими
детьми
на
основе
совместной
познавательной деятельности;
Сформированы аккуратность, терпение и
настойчивость
в
познавательной
деятельности.
Умеет самостоятельно действовать в
соответствии с алгоритмом.
Проявляет
творческую
активность по ов Умеет по обозначенной цели составлять алгоритм,
построении по замыслу; умеет представить иопределяя обор оборудование и действие с ним.
рассказать о том, что он построил.
Умеет
самостоятельно
работать
экспериментом, исследованием.
над
Сформированы
умения
планирования
деятельности
организации
эксперимента,
анализе
полученных
результатов
и
соотнесении с результатами первоначальных
гипотез.
28
Умеет достигать результата и обозначать его с
помощью условного символа.
Может объяснить причины наблюдаемых
явлений или выдвинуть гипотезы о них.
Способы определения результативности
1.
Диагностирование.
2.
Продукты творческой деятельности детей.
3.
Беседа-опрос.
4.
Проектная деятельность.
5.
Участие в выставках, конкурсах, викторинах, семинарах.
Входной контроль: диагностическая карта развития детей
Итоговый контроль: диагностическая карта развития детей
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Журнал посещаемости детей, материал для диагностики детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Сертификаты участия детей в выставках, творческих конкурсах, дипломы за участие, дипломы победителей.
Оценка результативности освоения ДООП
Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов устанавливается на основании:
- педагогическое наблюдение
- беседа
- тестирование
Вводная диагностика – сентябрь.
Итоговая диагностика – май.
29
Ф.И. ребенка
Задает вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?», «Как?»,
«Откуда?» и т .п.
Уровень
развития
произвольног
о внимания,
работоспособ
ности
1
2
3
4
30
Сравнивает
сходные по
внешнему виду
предметы
Умение детей
выполнять
задание в
соответствии с
инструкцией
взрослого.
Сопоставляет
факты пытается
сделать выводы
из
рассуждений.
Средний балл
№
п/п
Активно знакомится
со свойствами новых
окружающих
предметов, стремится
экспериментировать
Баллы
Диагностика уровня знаний и умений по экспериментированию 5-7 лет
Оценочный материал
Что изучается
Дидактические
игры, вопросы
Содержание диагностического
задания
Критерии оценки
Активно
знакомится со
свойствами
новых
окружающих
предметов,
стремится
экспериментир
овать
Наблюдение
упражнения за
поведением
ребенка во время
занятий и
в
свободной
деятельности
Педагог дает оценку в процессе
наблюдений за поведением ребенка
во время занятий, анализирует
детские вопросы
3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет
познавательную активность вне занятий.
Задает вопросы
поискового
характера:
«Почему?»,
«Зачем?»,
«Как?»,
«Откуда?»
т .п.
Уровень ипроиз-
Наблюдение
за
поведением
ребенка во время
занятий и вне
Педагог дает оценку в процессе
наблюдений за поведением ребенка
во время занятий, анализирует
детские вопросы
3 балла - часто
Наблюдение
вольного внима- ребенком
ния, работоспо- время
собности
проведения
занятий.
2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях
задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне
занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.
1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на
2 балла – редко
занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься
видом деятельности; вопросы практически не задает.
1каким-либо
балл - никогда
за Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.
во наблюдений за деятельностью ребенка
2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание,
во время занятий
начинает отвлекаться во второй половине занятия.
1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности
Сравнивает
сходные по
внешнему виду
предметы
Наблюдение
за Педагог дает оценку в процессе
поведением
наблюдений за деятельностью ребенка
ребенка во время во время занятий
занятий и вне
занятия.
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием,
правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или
со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение
детей
выполнять
задание
в
соответствии
с
инструкцией
взрослого
Наблюдения
за Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет
деятельностью
наблюдений за деятельностью ребенка задание в соответствии с ней.
детей во время во время занятий
2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется
занятий
выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение,
разъяснение.
1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.
Сопоставляет
факты пытается
сделать выводы
из рассуждений.
Наблюдение
за
поведением
ребенка во время
занятий и вне
занятия.
Педагог дает оценку в процессе 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием,
наблюдений за поведением ребенка во правильно отвечает на вопросы.
время занятий, анализирует детские
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или
вопросы
со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень – 15-18 баллов; средний уровень – 10-12 баллов; низкий уровень – 5-6 баллов.
32
3. Условия реализации программы
3.1 Материально-техническое обеспечение
п/п
1
2
3
Вид помещений
социально-бытового
и иного назначения
Экспериментальноисследовательская
лаборатория
«Почемучка»
Материалы,
находящиеся в
экспериментально
исследовательской
лаборатории
Основное
оборудование
Наименование оборудования,
ТСО
Количество
Шкаф для оборудования
Шкаф с мойкой
Песочный стол с подсветкой
3
1
1
По разделам: «Песок и вода», «Бумага»,
«Стекло», «Резина»
Приборы помощники: увеличительные стёкла;
Весы;
Компас;
Микроскоп;
Магниты
Песочные часы
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, мох, семена, спил, листья
деревьев, птичьи перья, шишки.
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы,
пробки, пуговицы, нитки,
Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди ,винтики, шурупы, детали
конструктора
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная, гофрированная
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, деревянные палочки, мерные
ложечки, груши, салфетки, вата
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, ленты, мука, соль, сахар, цветные
10
3
6
2
10
6
и прозрачные стёкла, свечи, сито, пилка для ногтей, косточки
Дополнительное оборудование: клеёнчатые фартуки, шапочки, полотенца,
салфетки, контейнеры, разные по форме и величине стаканчики, воронки.
4
Зимний сад
5.
Зимний сад, комната
ИЗО
Комнатные растения:
Макет ёжика
Клетка с птицей
Ноутбук
Принтер
Интерактивная доска
31
1
1
1
1
1
3.2. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Образование: среднее профессиональное (педагогическое) – специализация «Дошкольное образование», 2013г.
Педагог имеет профессиональную переподготовку по квалификации «Педагог дополнительного образования», 2018 г.
3.3. Методическое обеспечение
1.
Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М.:
АРКТИ, 2004 г.-64с.
2.
Одинцова Л.И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. –ТЦ Сфера,2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми с 4 – 7лет. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ,2015.-80 с.
34