ДООП Говорушки 3,5-5 лет

Содержание
№
Название раздела
раздела
1.
Пояснительная записка

Стр.
3

1.1

Общая характеристика программы

3

1.2

Цели и задачи программы

6

2.

Содержание программы

8

2.1

Учебный (тематический) план

8

2.2

Содержание

10

2.3.

Календарный учебный график

16

2.4

Формы организации образовательного
процесса и контроля

17

2.5

Список литературы

18

2.6

19

3.

Планируемые результаты освоения
программы
Условия реализации программы

3.1
3.2.

Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение

21
22

3.3

Методическое обеспечение

23

2

21

1.Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ГОВОРУШКИ» (далее – ДООП) по речевому развитию разработана для
детей от 3,5 до 5 лет.
Программа «ГОВОРУШКИ» имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
3. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г № 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства и молодежной политики от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеобразовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»
4.
Порядок
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629)
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 15.07.2022 №648-Д
«Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
3

8.
Устав МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок» (Протокол Общего
собрания трудового коллектива №98 от 25.11.2022 г.)
9.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах в ДОУ от 18.09.2023г. № 80.
Язык - средство общения и познания. Сила родного языка как фактора,
развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его
природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем
миром. Анализ мониторинга позволяет утверждать, что в младших группах
детского сада большое количество детей либо не умеют разговаривать, либо
речь дошкольников малопонятна для окружающих: звуки не произносятся или
искажаются, пропускаются или заменяются другими. Дополнительная работа в
этом направлении
дает возможность формировать правильное
звукопроизношение, развивать речевое дыхание и фонематический слух,
воспитывать звуковую культуру речи.
Системная и целенаправленная работа по профилактике речевого
развития необходима с раннего возраста. Доказано известными теоретиками и
практиками (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С.
Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.), что речевые
нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Актуальность дополнительной работы в речевом развитии ребенка
младшего дошкольного возраста
определена системой профилактики
нарушений в звукопроизношении, обеспечивающих активизацию речевой
деятельности детей путем внедрения специальных условий и использования
логопедических технологий (артикуляционная гимнастика, дыхательные
упражнения, игры на формирование фонематического восприятия и т.д.).
Благодаря подаче материала через призму лексико-семантического
планирования на предлагаемых дополнительных занятиях дети не только
совершенствуют речь, но и знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии.
Рекомендованный принцип подхода обусловлен следующими факторами:
- еженедельное изучение выбранной предложенной темы проецируется в
звуковую культуру, способствует свободному усвоению звука детьми на
игровом материале в заданном семантическом поле;
- выбор лексического планирования позволяет синтезировать речевые
процессы на всех уровнях (лексика, звуковая культура, грамматика, фонетика,
связная речь) в целостный комплекс. Формирование звуковой культуры
реализуется в едином речевом пространстве;
4

- разнообразные виды игровых форм и способов усвоения звука в
фонетико-семантическом планировании обусловлены особенностями в
развитии дошкольного детства (Игра – ведущий вид деятельности). Через игру
дети легко усваивают звуковой и лексический материал
Реализация программы выстраивается на основе методических
разработок по речевому развитию, которые направлены на всестороннее
развитие речи, с применением методических пособий: Филичевой Т.В.,
Подрезовой Т.И., Нищевой Н.В. и др.
.
Адресат общеразвивающей программы: возраст детей, участвующих в
реализации программы: дети дошкольного возраста 4-5 лет.
Число детей в группе: минимальное до 6 человек, максимальное - до 12
человек.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, во второй
половине дня. Их продолжительность: - 1 академический час (20 минут), в
соответствии с нормами для данной возрастной группы
Расписание занятий
Дети дошкольного возраста (4-5 лет)
Среда
Пятница
1 группа - 15.05-15.30
1 группа - 15.05-15.30

Годовой объем программы- 72 учебных часа.
Срок освоения программы – 9 месяцев (1 учебный год).
Уровень программы - стартовый
Формы обучения: очная.
•

•
•
•
•

Виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-соревнование.

Аттестация по программе не предусмотрена.

5

Формы подведения результатов:
1.
2.
3.
4.

Контрольные задания
Квест-игра
Дидактические задания
Викторина

1.2 Цели и задачи
Цель программы: формирование речевой основы познавательных
процессов, чистой, грамматически правильной, связной речи у детей .
В связи с поставленной целью определились три блока
задач.
Обучающие задачи:
1. Активизировать и расширять словарь обучающихся.
2. Формировать грамматический строй речи.
3. Формировать

связную

речь

дошкольников.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать артикуляционный аппарат.
4. Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, взаимопонимание,
доброжелательность.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
3. Воспитывать культуру общения.

Ожидаемые результаты
По завершению обучения дети могут овладеть следующим
набором знаний, умений и навыков:
- вслушиваться в обращенную речь педагога
- выделяют названия предметов, действий, признаков, понимать

обобщающее значение слов
- понимают

и

используют

формы
6

множественного

числа

имен

существительных,
- понимают и используют некоторые форм словоизменения:

окончание имен существительных, согласование имен прилагательных
и существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего
времени, окончаний глаголов,
- овладеют навыками составления простых предложений по

вопросам, по картинкам,
- овладеют

навыками составления краткого описательного
рассказа по картинке с использованием вопросов,
- имеют представление о собственном теле, а также органах артикуляции
- имеют некоторые представления о временных понятиях (части

суток: день-ночь, времена года: осень, зима, весна, лето),
- умеют выделять цвет, форму, величину предметов,
- овладеют
количественными представлениями,
соответствуют данному возрасту (один-много)

которые

-будут иметь представления о некоторых звуках речи, что
способствует формированию фонематических процессов, а также
правильному звукопроизношению,
- будут владеть ритмической структурой речи
- умеют воспринимать на слух и воспроизводить простую слоговую
структуру слов
- у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам.

7

2.Содержание программы
2.1 Учебный (тематический) план
№ Название раздела/тем
п.
п.

Количество часов
всего

Формы контроля

теори практ
я
ика

1.

Вводное занятие.

1

1-

-

2.

Звук А

3

1

2

3.

Звук У

3

1

2

Игра, индивид. листы

4.

Дифференциация А-У

1

-

1

Игра, индивид. листы

5.

Звук О

3

1

2

Игра, индивид. листы

6.

Звук И

3

1

2

Игра, индивид. листы

7.

Дифференциация О-И

1

-

1

Игра, индивид. листы

8.

Сочетания АУ,УА,ОИ,ИО,

1

-

1

Игра, индивид. листы

9.

Звук М

3

1

2

Игра, индивид. листы

10. Звук Н

3

1

2

Игра, индивид. листы

11. Дифференциация М-Н

1

-

1

Игра, индивид. листы

12. Слоги АМ,МА,АН,НА и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

13. Звук П

3

1

2

Игра, индивид. листы

14. Звук Б

3

1

2

Игра, индивид. листы

15. Дифференциация П-Б

1

-

1

Игра, индивид. листы

16. Слоги ПА,БА и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

17. Звук В

3

1

2

Игра, индивид. листы

18. Звук Ф

3

1

2

Игра, индивид. листы

19. Дифференциация В-Ф

1

-

1

Игра, индивид. листы

20. Слоги ВА,ФА и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

8

Беседа,игра
Игра, индивид. листы

20. Звук К

3

1

2

Игра, индивид. листы

21. Звук Г

3

1

2

Игра, индивид. листы

22. Дифференциация К-Г

1

-

1

Игра, индивид. листы

23. Слоги прямые АК,АГ и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

24. Звук С

3

1

2

Игра, индивид. листы

25. Звук З

3

1

2

Игра, индивид. листы

26.Д Дифференциация С-З

1

-

1

Игра, индивид. листы

27. Слоги АС,УС и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

28. Звук Ш

3

1

2

Игра, индивид. листы

29. Звук Ж

3

1

2

Игра, индивид. листы

30. Дифференциация Ш-Ж

1

-

1

Игра, индивид. листы

31. Слоги ША,ЖА и т.д

1

-

1

Игра, индивид. листы

32. Звук Ч

3

1

2

Игра, индивид. листы

33. Звук Щ

3

1

2

Игра, индивид. листы

1

1

Игра, индивид. листы

20

52

34. Звук Л и Р. Подготовит.
упражнения.
Итоговое 2
занятие.
Итого

72

9

2.2 Содержание
Тема
теория

Содержание
практика

1. Вводное
занятие

Речь. Знакомство с
органами
артикуляции

Работа с зеркалом ,игра «Пойми меня», игра
«Изобрази»
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,

2. Звук А

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Речевой
профиль звук а.
Гласный
.Рот
широко
открыт
.Преграды нет.

Артикуляционноакустические
характеристики
3. Звук У
звука
.Речевой
профиль звука У.
Гласный
.Губы
хоботком.
Сравнение
артикуляционно4. Дифферен акустических
циация А- характеристик зву
ков.Гласные.
У
Артикуляция:Хобо
ток- Бегемот

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,

5. Звук О

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Речевой
профиль.
Гласный.Артикуля
ция
:
Губы
бубликом

6. Звук И

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Речевой
профильзвука.
АртикуляцияУлыбка

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,

С буквой: раскрась букву, буква спряталасьнайди ее Изобрази букву
с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….

С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
артикуляционноПридумывание слов со звуком.
7. Дифферен акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик
зву
циация ОПреврати букву в….
ков.
Звуки
–
И
гласные.
Артикуляциябублик-улыбка

8. Сочетания Понятия
АУ,УА,ОИ звук,Слоги
,ИО,
слияния,

9. Звук М

Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай слова»,
– печатаем слова.

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Согласный.Поняти
е согласный
звук.Наличие
преграды..
Артикуляция- губы
сомкнуты

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Согласный.
Артикуляция-язык
за верхними зубами

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
10.Звук Н
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
11.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация М- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Н
Преврати букву в….
ков.

12.Слоги
АМ,МА,А
Н,НА и т.д

Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
Понятия
звук,Слоги
– печатаем слова.
слияния, слова
гласный,согласн.

13.Звук П

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Согласный
звук. Глухой.

14.Звук Б

Артикуляционноакустические
характеристики

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
11

звука.

звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
15.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация П- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Б
Преврати букву в….
ков

16.Слоги
ПА,БА
т.д

17.Звук В

Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
Понятия
звук,Слоги
– печатаем слова.
и
слияния, слова
гласный,согласн
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
18.Звук Ф
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
19.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация В- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Ф
Преврати букву в….
ков
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

20.Слоги
ВА,ФА
т.д

Понятия
звук,Слоги –
и
слияния, слова
гласный,согласн

Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.

21.Звук К

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

22.Звук Г

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
12

23.Дифферен
циация К-Г
24.Слоги
прямые
АК,АГ
т.д

Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков

Понятия
звук,Слоги –
и слияния, слова
гласный,согласн

25.Звук С

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

26.Звук З

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

27.Дифферен
циация С-З

Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков

ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.

28.Слоги
АС,УС
т.д

Понятия
звук,Слоги –
и
слияния, слова
гласный,согласн

29.Звук Ш

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

30.Звук Ж

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
13

31.Дифферен
циация ШЖ

Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков

32.Слоги
ША,ЖА и
т.д

Понятия
звук,Слоги –
слияния, слова
гласный,согласн

33.Звук Ч

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

34.Звук Щ

Артикуляционноакустические
характеристики
звука.

«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.

Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела

35.Итоговое
занятие
.Подготовк
а к звукам
ЛиР
Приложение 1
Перспективное планирование по тематическим неделям.
Сентябрь.
1-2 недели – формирование групп.
3 -4 недели – «Детский сад», знакомство с органами артикуляции.
Октябрь.
1 неделя – «Игры и игрушки»
2 неделя – «Осень»
14

3 неделя – «Фрукты»
4 неделя – «Овощи»
Ноябрь.
1 неделя – «Ягоды и грибы»
2 неделя – «Деревья»
3 неделя – «Посуда»
4 неделя – «Мебель»
Декабрь
1 неделя – «Зима»
2 неделя – «Зимние забавы»
3 неделя – «Зимующие птицы»
4 неделя – «Новый год»
Январь
3 неделя – «Домашние животные»
4 неделя – «Домашние птицы»
Февраль
1 неделя – «Дикие животные»
2 неделя - «Одежда»
3 неделя – «Обувь»
4 неделя – «Папа»
Март
15

1 неделя – «Мамин праздник»
2 неделя – «Семья»
3 неделя – «Транспорт»
4 неделя – «Я – человек»
Апрель
1 неделя – «Весна»
2 неделя – «Цветы»
3 неделя – «Труд взрослых»
4 неделя – «Перелетные птицы»
Май
1 неделя – «Насекомые»
2 неделя – «Дом, улица, город»
3 неделя – «Аквариумные рыбки»
4 неделя – «Скоро лето»
2.3. Календарный учебный график
Начало обучения: 01.09.
Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
М-ц
Кол-во
занятий

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

8

9

8

9

6

8

8

9

7

16

2.4.Формы организации образовательного процесса и контроля
1. Теоретическое занятие.
2.
Практическое занятие.
3.
Открытое занятие.
Формы организации учебного занятия
•
занятие-игра;
•
занятие-путешествие;
•
занятие-исследование;
•
занятие-конкурс;
•
занятие-соревнование.
При реализации программы важное место отводится специальным
методам, применяемым при организации образовательного процесса:
1.
Словесные, наглядные и практические методы.
2.
Репродуктивные,
объяснительно-иллюстрированные,
проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
3.
Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические
игры, экскурсии)
4.
Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в
индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить
развития каждого ребенка.

17

2.5 Список литературы
1.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и
родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
2.

Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.

3.

Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.

5.
Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка – Пресс, М,
1999г.
6.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.

7.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со
звуками и словами»;
8.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и
читаем вместе»;
9.
Леонтьев. Педагогика здравого смысла. – «Школа 2000…». Концепция
и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / А.А.
Леонтьев. М., «Баллас», «С- инфо», 1997,с 16.
10.
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития
речи. Аквариум, М, 1995г.
11.

Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.

12.

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.

13. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и
дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
Литература для родителей:
1.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991

2.
Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать
смышленым. – М,А 1997. 3. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый
счет. – М., 1959.
4.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981. 5.
Буква заблудилась. – М., 1986
6.

Шибаев А.В.

Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.
18

2.6 Планируемые результаты освоения программы
В результате занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Говорушки» у дошкольника сформируются
следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных
результатов и предметные результаты.
Группа детей дошкольного возраста 4- 5 лет
Личностные
- выражает свои эмоции,
понимает
эмоции
других людей, умеет
сочувствовать
и
сопереживать;
определяет
и
высказывает
самые
простые общие для всех
правила
поведения
(этические нормы);
в
предложенных
воспитателем ситуациях
общения
и
сотрудничества,
опираясь на общие для
всех простые правила
поведения,
делает
выбор, как поступить;
при
поддержке
педагога
и
окружающих
даёт
оценку своим поступкам
и поступкам других
людей

Метапредметные
-совместно
с
воспитателем и другими
ребятами
дает
эмоциональную оценку
своей деятельности на
занятии и деятельности
всей группы;
умеет
адекватно
понимать
оценку
взрослого и сверстника;
- отвечает на вопросы
воспитателя и других
детей;
- оформляет свои мысли
в устной форме;
- строит понятные для
всех высказывания;
-выполняет различные
роли при совместной
работе.

Предметные
- умеет правильно
произносить
звуки;
распознает звуки в
словах;
может
определить место звука
в слове (в начале, в
середине, в конце);
- отвечает на вопросы
по содержанию, делает
элементарные выводы;
пересказывает
небольшой
рассказ
близко к тексту;
составляет
элементарный рассказ
по серии картинок;
- может ответить на
вопрос
взрослого
предложением.

Способы определения результативности:
1.
Диагностирование.
2.
Продукты творческой деятельности детей.
3.
Беседа-опрос.
4.
Проектная деятельность.
5.
Участие в выставках, конкурсах, викторинах.
Входной контроль: диагностическая карта развития детей
Итоговый контроль: диагностическая карта развития детей
19

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Журнал посещаемости детей, материал для диагностики детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов
Сертификаты участия детей в творческих конкурсах.

20

3. Условия реализации программы
3.1 Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в спальне группы (2-й этаж). В Центре для
развивающих занятий .
Компьютер (на рабочем месте учителя)
Колонки
Средства ИКТ

Цифровые
образовательные
ресурсы

Экранно-звуковые
средства
Мебель

Медиакомплект (проектор, экран)
Электронные тренажёры, мультимедийные
презентации
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
«Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
Перечень Интернет-сайтов
2. Начальная школа. Уроки Кирилла и
Мефодия
http://nachalka.info/
2. Лукошко сказок
http://www.lukoshko.net
Коллекция мультимедийных презентаций
Стол для воспитателя- 1 ед.
Столы для детей – 12 шт.
Доска магнитная – 2 шт.

21

3.2. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Образование:
 высшее (педагогическое), ГАОУ ВПО "Уральский государственный
педагогический университет", специализация «Логопедия», 2011г.
 Среднее профессиональное (педагогическое), Камышловское
педагогическое училище, 1999г., «Учитель начальных классов».
Профессиональную переподготовка:
 Образовательный центр для муниципальной сферы «Каменный город»,
г.Пермь, 2018г., специальность «Воспитатель».
 Образовательный центр для муниципальной сферы «Каменный город»,
г.Пермь, 2020г., специальность «Педагог дополнительного
образования».

22

3.3. Методическое обеспечение
Методическая литература для воспитателя:
Галина Ванюхина. Занимательное пособие по
развитию речи и мышления «РЕЧЕЦВЕТИК» - 8
книг
Художественная литература по программе:
- художественные книги;
- сборники сказок, стихов, загадок.
Учебно-методическая
литература

Учебно-практическое
оборудование

Комплекты для обучения грамоте:
 Карточки для звукового анализа
 Лента букв
 Азбука в картинках (комплект таблиц)
Наборы предметных картинок
Муляжи
Портреты поэтов и писателей
Развивающие игры, лото

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».