Содержание
№
Название раздела
раздела
1.
Пояснительная записка
Стр.
3
1.1
Общая характеристика программы
3
1.2
Цели и задачи программы
6
2.
Содержание программы
8
2.1
Учебный (тематический) план
8
2.2
Содержание
10
2.3.
Календарный учебный график
16
2.4
Формы организации образовательного
процесса и контроля
17
2.5
Список литературы
18
2.6
19
3.
Планируемые результаты освоения
программы
Условия реализации программы
3.1
3.2.
Материально – техническое обеспечение
Кадровое обеспечение
21
22
3.3
Методическое обеспечение
23
2
21
1.Пояснительная записка
1.1 Общая характеристика программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ГОВОРУШКИ» (далее – ДООП) по речевому развитию разработана для
детей от 3,5 до 5 лет.
Программа «ГОВОРУШКИ» имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
3. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 25.08.2023 г № 963-Д «О внесении изменений в
Приказ Министерства и молодежной политики от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об
утверждении требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеобразовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом»
4.
Порядок
организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629)
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 04.03.2022 №219-д «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 15.07.2022 №648-Д
«Об утверждении правил
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
3
8.
Устав МАДОУ «Детский сад №12 «Малышок» (Протокол Общего
собрания трудового коллектива №98 от 25.11.2022 г.)
9.
Положение
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программах в ДОУ от 18.09.2023г. № 80.
Язык - средство общения и познания. Сила родного языка как фактора,
развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его
природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающем
миром. Анализ мониторинга позволяет утверждать, что в младших группах
детского сада большое количество детей либо не умеют разговаривать, либо
речь дошкольников малопонятна для окружающих: звуки не произносятся или
искажаются, пропускаются или заменяются другими. Дополнительная работа в
этом направлении
дает возможность формировать правильное
звукопроизношение, развивать речевое дыхание и фонематический слух,
воспитывать звуковую культуру речи.
Системная и целенаправленная работа по профилактике речевого
развития необходима с раннего возраста. Доказано известными теоретиками и
практиками (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева, Л. С. Волкова, С.
Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.), что речевые
нарушения влекут за собой отставание в развитии.
Актуальность дополнительной работы в речевом развитии ребенка
младшего дошкольного возраста
определена системой профилактики
нарушений в звукопроизношении, обеспечивающих активизацию речевой
деятельности детей путем внедрения специальных условий и использования
логопедических технологий (артикуляционная гимнастика, дыхательные
упражнения, игры на формирование фонематического восприятия и т.д.).
Благодаря подаче материала через призму лексико-семантического
планирования на предлагаемых дополнительных занятиях дети не только
совершенствуют речь, но и знакомятся с окружающим миром во всем его
многообразии.
Рекомендованный принцип подхода обусловлен следующими факторами:
- еженедельное изучение выбранной предложенной темы проецируется в
звуковую культуру, способствует свободному усвоению звука детьми на
игровом материале в заданном семантическом поле;
- выбор лексического планирования позволяет синтезировать речевые
процессы на всех уровнях (лексика, звуковая культура, грамматика, фонетика,
связная речь) в целостный комплекс. Формирование звуковой культуры
реализуется в едином речевом пространстве;
4
- разнообразные виды игровых форм и способов усвоения звука в
фонетико-семантическом планировании обусловлены особенностями в
развитии дошкольного детства (Игра – ведущий вид деятельности). Через игру
дети легко усваивают звуковой и лексический материал
Реализация программы выстраивается на основе методических
разработок по речевому развитию, которые направлены на всестороннее
развитие речи, с применением методических пособий: Филичевой Т.В.,
Подрезовой Т.И., Нищевой Н.В. и др.
.
Адресат общеразвивающей программы: возраст детей, участвующих в
реализации программы: дети дошкольного возраста 4-5 лет.
Число детей в группе: минимальное до 6 человек, максимальное - до 12
человек.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, во второй
половине дня. Их продолжительность: - 1 академический час (20 минут), в
соответствии с нормами для данной возрастной группы
Расписание занятий
Дети дошкольного возраста (4-5 лет)
Среда
Пятница
1 группа - 15.05-15.30
1 группа - 15.05-15.30
Годовой объем программы- 72 учебных часа.
Срок освоения программы – 9 месяцев (1 учебный год).
Уровень программы - стартовый
Формы обучения: очная.
•
•
•
•
•
Виды занятий:
занятие-игра;
занятие-путешествие;
занятие-исследование;
занятие-конкурс;
занятие-соревнование.
Аттестация по программе не предусмотрена.
5
Формы подведения результатов:
1.
2.
3.
4.
Контрольные задания
Квест-игра
Дидактические задания
Викторина
1.2 Цели и задачи
Цель программы: формирование речевой основы познавательных
процессов, чистой, грамматически правильной, связной речи у детей .
В связи с поставленной целью определились три блока
задач.
Обучающие задачи:
1. Активизировать и расширять словарь обучающихся.
2. Формировать грамматический строй речи.
3. Формировать
связную
речь
дошкольников.
Развивающие задачи:
1. Развивать речь.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать артикуляционный аппарат.
4. Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать самостоятельность, взаимопонимание,
доброжелательность.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
3. Воспитывать культуру общения.
Ожидаемые результаты
По завершению обучения дети могут овладеть следующим
набором знаний, умений и навыков:
- вслушиваться в обращенную речь педагога
- выделяют названия предметов, действий, признаков, понимать
обобщающее значение слов
- понимают
и
используют
формы
6
множественного
числа
имен
существительных,
- понимают и используют некоторые форм словоизменения:
окончание имен существительных, согласование имен прилагательных
и существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего
времени, окончаний глаголов,
- овладеют навыками составления простых предложений по
вопросам, по картинкам,
- овладеют
навыками составления краткого описательного
рассказа по картинке с использованием вопросов,
- имеют представление о собственном теле, а также органах артикуляции
- имеют некоторые представления о временных понятиях (части
суток: день-ночь, времена года: осень, зима, весна, лето),
- умеют выделять цвет, форму, величину предметов,
- овладеют
количественными представлениями,
соответствуют данному возрасту (один-много)
которые
-будут иметь представления о некоторых звуках речи, что
способствует формированию фонематических процессов, а также
правильному звукопроизношению,
- будут владеть ритмической структурой речи
- умеют воспринимать на слух и воспроизводить простую слоговую
структуру слов
- у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам.
7
2.Содержание программы
2.1 Учебный (тематический) план
№ Название раздела/тем
п.
п.
Количество часов
всего
Формы контроля
теори практ
я
ика
1.
Вводное занятие.
1
1-
-
2.
Звук А
3
1
2
3.
Звук У
3
1
2
Игра, индивид. листы
4.
Дифференциация А-У
1
-
1
Игра, индивид. листы
5.
Звук О
3
1
2
Игра, индивид. листы
6.
Звук И
3
1
2
Игра, индивид. листы
7.
Дифференциация О-И
1
-
1
Игра, индивид. листы
8.
Сочетания АУ,УА,ОИ,ИО,
1
-
1
Игра, индивид. листы
9.
Звук М
3
1
2
Игра, индивид. листы
10. Звук Н
3
1
2
Игра, индивид. листы
11. Дифференциация М-Н
1
-
1
Игра, индивид. листы
12. Слоги АМ,МА,АН,НА и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
13. Звук П
3
1
2
Игра, индивид. листы
14. Звук Б
3
1
2
Игра, индивид. листы
15. Дифференциация П-Б
1
-
1
Игра, индивид. листы
16. Слоги ПА,БА и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
17. Звук В
3
1
2
Игра, индивид. листы
18. Звук Ф
3
1
2
Игра, индивид. листы
19. Дифференциация В-Ф
1
-
1
Игра, индивид. листы
20. Слоги ВА,ФА и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
8
Беседа,игра
Игра, индивид. листы
20. Звук К
3
1
2
Игра, индивид. листы
21. Звук Г
3
1
2
Игра, индивид. листы
22. Дифференциация К-Г
1
-
1
Игра, индивид. листы
23. Слоги прямые АК,АГ и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
24. Звук С
3
1
2
Игра, индивид. листы
25. Звук З
3
1
2
Игра, индивид. листы
26.Д Дифференциация С-З
1
-
1
Игра, индивид. листы
27. Слоги АС,УС и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
28. Звук Ш
3
1
2
Игра, индивид. листы
29. Звук Ж
3
1
2
Игра, индивид. листы
30. Дифференциация Ш-Ж
1
-
1
Игра, индивид. листы
31. Слоги ША,ЖА и т.д
1
-
1
Игра, индивид. листы
32. Звук Ч
3
1
2
Игра, индивид. листы
33. Звук Щ
3
1
2
Игра, индивид. листы
1
1
Игра, индивид. листы
20
52
34. Звук Л и Р. Подготовит.
упражнения.
Итоговое 2
занятие.
Итого
72
9
2.2 Содержание
Тема
теория
Содержание
практика
1. Вводное
занятие
Речь. Знакомство с
органами
артикуляции
Работа с зеркалом ,игра «Пойми меня», игра
«Изобрази»
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
2. Звук А
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Речевой
профиль звук а.
Гласный
.Рот
широко
открыт
.Преграды нет.
Артикуляционноакустические
характеристики
3. Звук У
звука
.Речевой
профиль звука У.
Гласный
.Губы
хоботком.
Сравнение
артикуляционно4. Дифферен акустических
циация А- характеристик зву
ков.Гласные.
У
Артикуляция:Хобо
ток- Бегемот
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
5. Звук О
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Речевой
профиль.
Гласный.Артикуля
ция
:
Губы
бубликом
6. Звук И
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Речевой
профильзвука.
АртикуляцияУлыбка
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву, буква спряталасьнайди ее Изобрази букву
с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
артикуляционноПридумывание слов со звуком.
7. Дифферен акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик
зву
циация ОПреврати букву в….
ков.
Звуки
–
И
гласные.
Артикуляциябублик-улыбка
8. Сочетания Понятия
АУ,УА,ОИ звук,Слоги
,ИО,
слияния,
9. Звук М
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай слова»,
– печатаем слова.
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Согласный.Поняти
е согласный
звук.Наличие
преграды..
Артикуляция- губы
сомкнуты
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Согласный.
Артикуляция-язык
за верхними зубами
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
10.Звук Н
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
11.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация М- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Н
Преврати букву в….
ков.
12.Слоги
АМ,МА,А
Н,НА и т.д
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
Понятия
звук,Слоги
– печатаем слова.
слияния, слова
гласный,согласн.
13.Звук П
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.Согласный
звук. Глухой.
14.Звук Б
Артикуляционноакустические
характеристики
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
11
звука.
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
15.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация П- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Б
Преврати букву в….
ков
16.Слоги
ПА,БА
т.д
17.Звук В
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
Понятия
звук,Слоги
– печатаем слова.
и
слияния, слова
гласный,согласн
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
18.Звук Ф
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Сравнение
Выделение первого звука в слове.
19.Дифферен артикуляционноПридумывание слов со звуком.
циация В- акустических
Игра «Поймай звук»
характеристик зву
Ф
Преврати букву в….
ков
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
20.Слоги
ВА,ФА
т.д
Понятия
звук,Слоги –
и
слияния, слова
гласный,согласн
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.
21.Звук К
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
22.Звук Г
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
12
23.Дифферен
циация К-Г
24.Слоги
прямые
АК,АГ
т.д
Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков
Понятия
звук,Слоги –
и слияния, слова
гласный,согласн
25.Звук С
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
26.Звук З
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
27.Дифферен
циация С-З
Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.
28.Слоги
АС,УС
т.д
Понятия
звук,Слоги –
и
слияния, слова
гласный,согласн
29.Звук Ш
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
30.Звук Ж
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
13
31.Дифферен
циация ШЖ
Сравнение
артикуляционноакустических
характеристик зву
ков
32.Слоги
ША,ЖА и
т.д
Понятия
звук,Слоги –
слияния, слова
гласный,согласн
33.Звук Ч
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
34.Звук Щ
Артикуляционноакустические
характеристики
звука.
«Разложи картинки»
Выделение первого звука в слове.
Придумывание слов со звуком.
Игра «Поймай звук»
Преврати букву в….
Игра» Звуки дружат», Игра «Придумай лова»,
печатаем слова.
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее, Изобрази букву с помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
Игры: «Пропал первый звук», «Собери слова на
звук А», «Поймай звук А», «Придумай слова на
звук А»,
С буквой: раскрась букву,буква спряталась-найди
ее,
Изобрази
букву
с
помощью:бусин,ниточки,пальцев,тела
35.Итоговое
занятие
.Подготовк
а к звукам
ЛиР
Приложение 1
Перспективное планирование по тематическим неделям.
Сентябрь.
1-2 недели – формирование групп.
3 -4 недели – «Детский сад», знакомство с органами артикуляции.
Октябрь.
1 неделя – «Игры и игрушки»
2 неделя – «Осень»
14
3 неделя – «Фрукты»
4 неделя – «Овощи»
Ноябрь.
1 неделя – «Ягоды и грибы»
2 неделя – «Деревья»
3 неделя – «Посуда»
4 неделя – «Мебель»
Декабрь
1 неделя – «Зима»
2 неделя – «Зимние забавы»
3 неделя – «Зимующие птицы»
4 неделя – «Новый год»
Январь
3 неделя – «Домашние животные»
4 неделя – «Домашние птицы»
Февраль
1 неделя – «Дикие животные»
2 неделя - «Одежда»
3 неделя – «Обувь»
4 неделя – «Папа»
Март
15
1 неделя – «Мамин праздник»
2 неделя – «Семья»
3 неделя – «Транспорт»
4 неделя – «Я – человек»
Апрель
1 неделя – «Весна»
2 неделя – «Цветы»
3 неделя – «Труд взрослых»
4 неделя – «Перелетные птицы»
Май
1 неделя – «Насекомые»
2 неделя – «Дом, улица, город»
3 неделя – «Аквариумные рыбки»
4 неделя – «Скоро лето»
2.3. Календарный учебный график
Начало обучения: 01.09.
Окончание обучения: 31.05.
Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
М-ц
Кол-во
занятий
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
8
9
8
9
6
8
8
9
7
16
2.4.Формы организации образовательного процесса и контроля
1. Теоретическое занятие.
2.
Практическое занятие.
3.
Открытое занятие.
Формы организации учебного занятия
•
занятие-игра;
•
занятие-путешествие;
•
занятие-исследование;
•
занятие-конкурс;
•
занятие-соревнование.
При реализации программы важное место отводится специальным
методам, применяемым при организации образовательного процесса:
1.
Словесные, наглядные и практические методы.
2.
Репродуктивные,
объяснительно-иллюстрированные,
проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
3.
Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические
игры, экскурсии)
4.
Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в
индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить
развития каждого ребенка.
17
2.5 Список литературы
1.
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. В помощь логопедам и
родителям, Детство – Пресс, С- П, 2004.
2.
Ванюхина Г. Речецветик. Сократ, Екатеринбург, 2001г.
3.
Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
5.
Выгодская И. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Линка – Пресс, М,
1999г.
6.
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука, Просвещение, М, 1993г.
7.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем со
звуками и словами»;
8.
Журова Л.Е., Кузнецова М.И. «Азбука для дошкольников. Играем и
читаем вместе»;
9.
Леонтьев. Педагогика здравого смысла. – «Школа 2000…». Концепция
и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы / А.А.
Леонтьев. М., «Баллас», «С- инфо», 1997,с 16.
10.
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития
речи. Аквариум, М, 1995г.
11.
Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
12.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
13. Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и
дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
Литература для родителей:
1.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
2.
Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать
смышленым. – М,А 1997. 3. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый
счет. – М., 1959.
4.
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981. 5.
Буква заблудилась. – М., 1986
6.
Шибаев А.В.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992.
18
2.6 Планируемые результаты освоения программы
В результате занятий по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Говорушки» у дошкольника сформируются
следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных
результатов и предметные результаты.
Группа детей дошкольного возраста 4- 5 лет
Личностные
- выражает свои эмоции,
понимает
эмоции
других людей, умеет
сочувствовать
и
сопереживать;
определяет
и
высказывает
самые
простые общие для всех
правила
поведения
(этические нормы);
в
предложенных
воспитателем ситуациях
общения
и
сотрудничества,
опираясь на общие для
всех простые правила
поведения,
делает
выбор, как поступить;
при
поддержке
педагога
и
окружающих
даёт
оценку своим поступкам
и поступкам других
людей
Метапредметные
-совместно
с
воспитателем и другими
ребятами
дает
эмоциональную оценку
своей деятельности на
занятии и деятельности
всей группы;
умеет
адекватно
понимать
оценку
взрослого и сверстника;
- отвечает на вопросы
воспитателя и других
детей;
- оформляет свои мысли
в устной форме;
- строит понятные для
всех высказывания;
-выполняет различные
роли при совместной
работе.
Предметные
- умеет правильно
произносить
звуки;
распознает звуки в
словах;
может
определить место звука
в слове (в начале, в
середине, в конце);
- отвечает на вопросы
по содержанию, делает
элементарные выводы;
пересказывает
небольшой
рассказ
близко к тексту;
составляет
элементарный рассказ
по серии картинок;
- может ответить на
вопрос
взрослого
предложением.
Способы определения результативности:
1.
Диагностирование.
2.
Продукты творческой деятельности детей.
3.
Беседа-опрос.
4.
Проектная деятельность.
5.
Участие в выставках, конкурсах, викторинах.
Входной контроль: диагностическая карта развития детей
Итоговый контроль: диагностическая карта развития детей
19
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Журнал посещаемости детей, материал для диагностики детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов
Сертификаты участия детей в творческих конкурсах.
20
3. Условия реализации программы
3.1 Материально – техническое обеспечение
Занятия проводятся в спальне группы (2-й этаж). В Центре для
развивающих занятий .
Компьютер (на рабочем месте учителя)
Колонки
Средства ИКТ
Цифровые
образовательные
ресурсы
Экранно-звуковые
средства
Мебель
Медиакомплект (проектор, экран)
Электронные тренажёры, мультимедийные
презентации
Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
«Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/
Перечень Интернет-сайтов
2. Начальная школа. Уроки Кирилла и
Мефодия
http://nachalka.info/
2. Лукошко сказок
http://www.lukoshko.net
Коллекция мультимедийных презентаций
Стол для воспитателя- 1 ед.
Столы для детей – 12 шт.
Доска магнитная – 2 шт.
21
3.2. Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования.
Образование:
высшее (педагогическое), ГАОУ ВПО "Уральский государственный
педагогический университет", специализация «Логопедия», 2011г.
Среднее профессиональное (педагогическое), Камышловское
педагогическое училище, 1999г., «Учитель начальных классов».
Профессиональную переподготовка:
Образовательный центр для муниципальной сферы «Каменный город»,
г.Пермь, 2018г., специальность «Воспитатель».
Образовательный центр для муниципальной сферы «Каменный город»,
г.Пермь, 2020г., специальность «Педагог дополнительного
образования».
22
3.3. Методическое обеспечение
Методическая литература для воспитателя:
Галина Ванюхина. Занимательное пособие по
развитию речи и мышления «РЕЧЕЦВЕТИК» - 8
книг
Художественная литература по программе:
- художественные книги;
- сборники сказок, стихов, загадок.
Учебно-методическая
литература
Учебно-практическое
оборудование
Комплекты для обучения грамоте:
Карточки для звукового анализа
Лента букв
Азбука в картинках (комплект таблиц)
Наборы предметных картинок
Муляжи
Портреты поэтов и писателей
Развивающие игры, лото
23