Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), ЗПР (задержка психического
развития) МАДОУ «Детский сад № 12 «Малышок» (далее - Программа) разработана в
соответствии с:
Порядком разработки и утверждения
федеральных основных общеобразовательных, утвержденным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 874;
·
Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования 1
(далее - Стандарт);
·
Федеральным законом
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
·
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304 - ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образованиив
·
Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
·
Федеральным Законом
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»;
·
Приказом Министерства образования и науки РФ от
30 августа 2013 года №1014 г. Москва «Порядок организации и
·
осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программа - образовательным программа дошкольного
образования»;
·
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП
2.4. 3648-20 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28);
·
Письмом МО РФ № АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.
«О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
·
Распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации об утверждении примерного Положения об оказании
логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность № Р - 75 от 06.08.2020 г.
·
Федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
Структура Программы в соответствии с
требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную
записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и
задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает
описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие; формы, способы,
методы и средства реализации программы, которые отражают аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая образовательная
среда; характер взаимодействия со педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим
людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу
коррекционно - развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
1.
Предметная деятельность.
2.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами
и другие виды игры).
3.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с
педагогическим работником и другими детьми).
4.
Познавательно-исследовательская (исследование и
познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия
с ними), а также такими видами активности ребенка, как: восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная
(рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает
описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение
обучающихся с ТНР, ЗПР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью федеральной
адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования
обучающихся с ТНР, ЗПР в условиях дошкольных образовательных групп.
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
2.
Учитывает особые образовательные потребности
обучающихся дошкольного возраста с ТНР,ЗПР, удовлетворение которых открывает
возможность общего образования.
Организационный раздел программы содержит
психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной
нозологической группы, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы Организации.
Программа также содержит
рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической
и психологической диагностики развития обучающихся, а также качества реализации
основной образовательной программы Организации. Система оценивания качества
реализации программы Организации направлена в первую очередь на оценивание
созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.