Рабочая программа "Предшкольная пора" 6-7 лет
Рабочая программа
(далее- Программа) предшкольной подготовки детей дошкольного возраста предназначена
для подготовки детей к школе и разработана на основе Программы
обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора». Под ред. Виноградовой Н.Ф. – М.: Вентана-Граф, 2007г.-32с. –
(Предшкольная пора) Данная Программа предназначена для развития и обучения
детей в условиях подготовительных групп
образовательных учреждений (детских садов, школ). Работа с детьми по данной Программе обеспечивает их
общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и
качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных
классах.
Актуальность
и целесообразность создания данной Программы. Созданием данной Программы послужил социальный запрос родителей
и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной
психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в
школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Даная Программа «Предшкольная пора»» отличается от других программ тем,
что основной задачей ставит задачу формирования потребности ребенка в познании,
что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет
неоценимую роль в формировании детской личности. Включение в программу игр по
укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей,
традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности направленных на
интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных
программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной
программы.
Новизна
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету,
чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт
педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не
те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и
навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным
набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и
самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Ведущей идеей первого направления данной Программы является выработка у
детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой
основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение
понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых
упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие
познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными
областями математической действительности.
Цель:
социальная
цель- обеспечение возможности
единого старта шестилетних первоклассников;
педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего
дошкольного возраста, формирование его
готовности к систематическому обучению.
Общие задачи программы:
1. Обучающие
задачи:
1.1.
Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги;
различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять
предложение из двух, трех, четырех слов.
1.2.
Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом
и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.
1.3. Развитие
графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.
1.4.
Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.
1.5.
Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.
1.6. Развитие
мотивации учения.
1.7. Развитие
умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе
математических понятий.
2. Развивающие
задачи:
2.1. Развитие
фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие
умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в
слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.
2.3. Развитие
мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. 2.4. Развитие
произвольности психических процессов.
2.5. Развитие
образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.
2.6. Развитие
способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.
2.7. Развитие
и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.
3. Воспитательные
задачи:
3.1. Развитие умения устанавливать отношения со
сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Срок освоения Программы – 1 год.
Выбор содержания, методов и форм
организации образования детей 5-7 лет определяется тем, что они-дошкольники,
т.е. только готовятся к систематическому
обучению. Исходя из этого Программа
«Предшкольная пора» построена в
соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления,
воображения, внимания, речи; произвольности процессов; ценностного отношения к
окружающему миру.
Программа построена на основе
следующих принципов:
·
реальный учет особенностей и ценностей дошкольного
периода развития, актуальность для
ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностная
ориентированность процесса обучения и воспитания;
·
учет потребностей данного возраста, опора на
игровую деятельность- ведущую для этого
периода развития;
·
сохранение и развитие индивидуальности каждого
ребенка;
·
обеспечение необходимого уровня сформированности
психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности,
готовности к взаимодействию с окружающим миром;
·
обеспечение поступательности в развитии ребенка,
его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание
условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической
помощи детям с отставанием в развитии;
·
развитие эрудиции и индивидуальной культуры
восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями
культуры (искусство, литература, история и др.).
В Программу «Предшкольная пора» входят:
Раздел «Учимся родному языку» и
раздел ««Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Раздел «Учимся родному языку»
обеспечивает обогащение активного словаря
ребенка, связной речи,
формирование умений составлять описательный, повествовательный рассказ,
рассказ-рассуждение. Особое внимание уделено специальной подготовке к изучению
русского языка в школе, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму.
Большое внимание уделяется развитию фантазии, воображения, словесного
творчества ребенка.
Занятия по
обучению родному языку направлены на
разностороннее развитие ребёнка при помощи различных видов деятельности,
которые выполняют следующие функции:
развитие связной речи, фонематического
слуха, памяти, внимания, фантазии, мышления;
обогащение словарного запаса ребёнка;
формирование внутренней речи – основы
речевого мышления;
развитие
артикуляционного аппарата;
формирование эстетического восприятия,
эмоционального настроя и актёрских способностей ребёнка.
работают над звуковым анализом слов;
приобретают первичные навыки чтения;
составляют по иллюстрациям загадки, рассказы, сказки;
учатся конструировать буквы с помощью
различных объектов: элементов печатных букв, фигур, конструктора ЛЕГО, а также
путём ощупывания букв из наждачной бумаги;
учатся составлять узоры и украшения,
печатные бордюры;
развивают ориентировочные действия,
мелкую моторику руки путём штриховки в заданном и свободном направлении,
обведении контура, вписывании фигур и рисунков в определённый контур и т. Д
Раздел
«Учимся думать, рассуждать, фантазировать» включает знания и умения,
являющиеся средством развития мышления и воображения. Особое внимание уделяется
осознанию детьми некоторых доступных
связей (причинных, временных, последовательных) между
предметами и объектами окружающего мира,
а также развитию моделирующей деятельности как основы для формирования
наглядно-образного, а затем и логического мышления. В данном разделе
представлены знания и умения, обеспечивающие специальную подготовку к учебным
предметам начальной школы, прежде всего к «Русскому языку», «Математике». Так,
подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трёх направлениях:
·
формирование
базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной
школе;
·
логическя
пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих
основу формирования понятия числа;
·
символическая
пропедевтика- подготовка к оперированию знаками.
Занятия проводятся в групповой форме в соответствии с утвержденным учебным планом
и расписанием занятий с октября
до мая, по 2 занятия в неделю, что составляет занятий в год- 56,
занятия по 25 – 30 минут.
Объем занятий
в год- 56
Месяц |
Кол-во занятий |
Октябрь |
8 |
Ноябрь |
10 |
Декабрь |
6 |
Январь |
6 |
Февраль |
7 |
Март |
6 |
Апрель |
8 |
Май |
5 |
Итого: |
56 |
Рабочая программа содержит календарно-тематический план, материально-техническое обеспечение, контрольно-оценочные материалы, диагностические карты, список литературы для педагога, детей, интернет-источники.